«Если вы не уверены, какой парфюм она предпочитает, покупайте «Shoking» Schiapparеlli, и вы не ошибетесь», - утверждало яркое рекламное объявление универмага Korricks (Аризона) в 1939 году. И это означало, что там и тогда Коко Шанель проиграла свою очередную битву: популярность Shoking превзошла популярность ее Chanеl №5...
История вообще (как и история моды или парфюмерии в частности) нередко бывает несправедлива к своим героям. Кто сегодня помнит об Эльзе Скиапарелли? И есть ли вообще такие, кто вспоминает ее как выдающуюся, яркую, талантливую личность, а не просто вечную соперницу Коко Шанель?

И это, как по мне, абсолютно несправедливо, ведь именно Скиап (так называли Эльзу друзья):
- изобрела юбку-брюки и обувь на платформе;
- с 1935 года начала использовать застежку-молнию как элемент женской одежды (сама по себе «молния» была изобретена еще в начале прошлого века, но использовалась, в основном, при изготовлении дорожных сумок и мужских брюк и считалась слишком вульгарной и грубой для дамского туалета);
- ввела моду на объемный крой, накладные плечи, синтетические ткани, черные береты и необычные принты (например, с текстами критических газетных статей о ней самой);
- первой стала включать в свои коллекции экспериментальные наряды, не предназначенные для повседневной жизни (без которых теперь, нужно признать, редко обходятся дефиле модных домов);
- открыла первый в истории моды бутик (а не просто «модный магазин»).

Она одевала Марлен Дитрих, Грету Гарбо, Кэтрин Хепберн, главного редактора парижского Harper"s Bazaar Дэйзи Феллоуз и Диану Вриланд; выпускала удобную спортивную одежду для женщин; дружила с выдающимися художниками и фотографами своего времени (Жан Кокто, Кес ван Донген, Ман Рэй, Сесил Битон с удовольствием воспроизводили в своих работах моделей Эльзы, а творческий тандем с Сальвадором Дали стал первой в истории моды коллаборацией «модельер+художник»); благодаря этой дружбе привнесла в моду щедрую толику сюрреализма (чего только стоят ее платье со скелетом, шляпка в виде ботильона, перчатки с накладными ногтями или пластиковая сумка с жуками); придумала и запатентовала «Shocking Pink» («Шокирующий розовый») - цвет «яркий, невозможный, дерзкий, привлекательный, жизнеутверждающий, как будто соединились воедино весь свет, все птицы и все рыбы в мире… шокирующий цвет» (по ее собственным словам).

Она «создавала традиции вместо того, чтобы следовать им», «презирала посредственность и с удовольствием вышвыривала за порог банальное, обыденное… Последнее слово оставалось за ней…» (Ив Сен-Лоран). А в итоге… В итоге с легкой, но недоброй руки Коко Шанель, запомнилась многим как «итальяшка-художница, пытающаяся шить»...
И знаете, мне бы, наверное, стоило сохранять беспристрастность, но не очень получается. Нет, не потому, что я люблю сюрреализм в любых его проявлениях, отнюдь. Просто для того, чтобы сделать выбор, мне оказалось достаточно знать, что во время Второй Мировой войны утонченная аристократка (потомок рода Медичи, на минутку) Эльза Скиапарелли перебралась в Нью-Йорк и все свое время делила между Красным Крестом и секцией женщин-добровольцев «Рошамбо», готовящихся к работе в Северной Африке; а прагматичная крестьянка Габриель Шанель осталась в Париже, поскольку очень симпатизировала нацистам и чувствовала себя вполне комфортно в роли любовницы высокопоставленного фашиста. И еще вот это всем известное стремление Коко сказать гадость каждому и о каждом, да…
Никого ни в чем не убеждаю (упаси господи), все — сугубое имхо.

Однако сейчас не об этом, а о том, что в 1936 году Скиап выпустила парфюм, популярный у современников ничуть не меньше, чем Chanеl №5.
Да, парфюм Shoking был посвящен Shocking Pink - фирменному цвету Скиап - и стал ее символом, ее визитной карточкой. Флакон в виде женского торса (пламенный привет, Жан-Поль Готье) создали из богемского стекла художница Леонора Фини и дизайнер флаконов Фернан Жериколь. Впрочем, едва ли это случилось бы, если бы не долгая история деловых взаимоотношений Эльзы Скиапарелли с актрисой и секс-символом своего времени Мэй Уэст.
Однажды Мэй просто надоело ездить к Скиап для многочисленных примерок очередного наряда, и она послала в ее мастерскую гипсовый слепок своей фигуры в позе Венеры Милосской. Именно этот силуэт и стал формой флакона Shoking.

Что же до самого аромата, то знаменитый французский парфюмер Жан Карлес наполнил необычный флакон роскошной элегантностью и изящной экстравагантностью: яркая свежая вспышка бергамота и тархуна сменялась мерцанием почти гипнотических нот жасмина, иланг-иланга и белого меда, чтобы к вечеру остаться на коже легким бархатисто-животным отзвуком гвоздики и марокканской циветты.
И, кстати, да — не стоит недооценивать тот факт, что рекламу парфюма разрабатывал Сальвадор Дали - гениальный сюрреалист, не лишенный при этом прозаической (но такой полезной) коммерческой жилки.
Впрочем, Shoking — не единственный парфюм Эльзы Скиапарелли: в 1938 году были выпущены духи Sleeping, призванные вызывать... интересные сны. Рекламный слоган обещал, что с этим ароматом «вы осветите сознание и путь к экстазу».
И - да, хрустальная свеча, придуманная дизайнером Марселем Вертесом в качестве флакона, благоухала именно тем, что необходимо для спокойной ночи - ванилью, жасмином, лавандой и амброй. Стоит ли удивляться тому, что парфюм потряс общество так же сильно, как и сама Эльза — королева сюрреалистического эпатажа, enfant terrible мира высокой моды.

На самом деле, были еще парфюмы: Salut (1934), Souci (1934), Schiap (1934), Snuff (for men; 1939), Roi Soleil (1946), Zut! (1948), Succès Fou (1953), Si (1957). Кстати, Si выпускались во флаконе, напоминающем позолоченyю бутылку Кьянти. К сожалению, эти ароматы практически неизвестны, но…
Я настаиваю: изобретения Эльзы Скиапарелли и ее вклад в развитие моды и парфюмерии - бесценны. А еще… Как по мне, человек, сказавший «женщины во всем мире одеваются одинаково: все они одеваются, чтобы позлить других женщин» - гениален и абсолютно честен. Однозначно и бесповоротно, да.
При написании статьи были использованы источники:
«Парфюм. История ароматов XX века», Лиззи Остром, изд. Эксмо, 2017 г
«Моя шокирующая жизнь», Эльза Скиапарелли, изд. Этерна, 2012 г