Вы когда-нибудь замечали, что по-настоящему талантливый человек талантлив сразу в нескольких областях? Смотрите:
- блестящий дипломат Александр Сергеевич Грибоедов (который к шести годам свободно владел тремя иностранными языками, а в юности - уже шестью) был не только выдающимся писателем и автором комедии в стихах «Горе от ума», но и прекрасным пианистом и композитором — только послушайте его Вальс ми минор (1823) . Ну чудесно же, правда?
- или вот еще химическая реакция Бородина — Хунсдикера, названная в честь своего первооткрывателя - композитора Александра Порфирьевича Бородина, автора оперы «Князь Игорь», а также доктора медицины и талантливого химика-органика по совместительству;
- да и портрет Бенджамина Франклина вовсе не просто так украшает собой культовую купюру современности: знаменитый политик серьезно занимался физикой (кстати, это именно он придумал обозначать электрические заряды как «+»/«-» и спроектировал громоотвод), журналистикой и изобретательством (от души ему спасибо за кресло-качалку и бифокальные очки).
Список можно продолжать еще долго, но я предлагаю сегодня остановиться на человеке настолько талантливом и неординарном, что король Испании Хуан Карлос счел его достойным нового дворянского титула, специально утвержденного в 1982 году.

Знакомьтесь: Сальвадор Доме́нек Фелип Жасинт Дали-и-Доме́нек, Маркиз де Дали де Пу́боль. Или просто — Сальвадор Дали. Художник, скульптор, режиссер, писатель, фотограф, дизайнер и… парфюмер?
* мурлычет под нос: «О Дали-и-и немало песен сложено, я спою тебе, спою еще одну»*
Согласитесь: то, как мы видим сами себя, и то, как нас видит окружающий мир — две большие разницы. Иногда - очень большие, просто огромные. Пожалуй, только у детей безусловно совпадают обе ипостаси. Так что в этом смысле каждый взрослый человек не «целая Вселенная», а как минимум «целых две Вселенные».
Разумеется, Дали не был исключением. И если попытаться представить себе галактики Сальвадор-Для-Себя и Сальвадор-Для-Мира, то в месте их пересечения (а точнее - взаимопроникновения) неизбежно обнаружится туманность Гала.

Впрочем, сегодня мы оставим за скобками г-жу Елену Дьяконову и ее непростые отношения с художником. Поговорим только о мирах Дали и его парфюмерном созвездии.
Внутренняя Вселенная: волшебство
Вот что стоит знать о Маркизе де Дали де Пу́боль: он был из числа тех людей, которые живут на чистых эмоциях, «на нерве», практически «без кожи». Чувственные (прежде всего зрительные) ощущения и вызываемые ими эмоции были для Дали основой и смыслом существования.
История с Амандой Лир (была такая поп-звезда в семидесятых ) - яркое тому подтверждение. Девятнадцатилетняя студентка художественного колледжа, подрабатывающая моделью, и знаменитый уже художник познакомились в 1965 году (задолго до начала ее певческой карьеры) и восемь лет после знакомства практически не расставались.
Предвосхищая вопросы: нет, Гала не была против; более того, она благословила этот странный союз. Дело в том, что Дали никогда физически не изменял своей единственной по-настоящему обожаемой женщине — ни разу за все 53 года относительно совместной жизни. Собственно, от Аманды требовалось единственное: радовать глаз стареющего Сальвадора юной красотой.

В итоге (и вполне закономерно) наиболее органичным для Дали направлением живописи оказался сюрреализм — течение, основанное на «воспроизведении беспорядочных образов, витающих в воображении благодаря чувствам, эмоциям, подсознательному».
Впрочем… «Я не сюрреалист, я - сюрреализм», - говорил о себе сам художник. И мне почему-то кажется, что это не просто громкая фраза, а вполне трезвая констатация факта.
Что же до живописи… Знаете, я в ней полный профан, но профан с собственным мнением (спасибо Третьяковке, Русскому музею и Эрмитажу времен моей советской юности). И как по мне, Дали - художник и скульптор - действительно гениален (в этом конкретном случае спасибо музею Ралли в израильской Кейсарии).
Дело даже не в его изумительной технике, которая позволяет самой причудливой галлюцинации выглядеть до жути реалистично; не в удивительной чистоте красок; не в завораживающих формах и не в потрясающем ощущении наполненности картин воздухом. Дело в сильнейшем эмоциональном отклике, который эти работы вызывают у зрителя.

И это — волшебство самой высокой пробы. Я так считаю, да (хотя некоторые образы меня откровенно пугают).
Внешняя Вселенная: понты*
*понты - претенциозное поведение; стремление покрасоваться, произвести сильное впечатление на кого-либо (Викисловарь)*
Вот что еще стоит знать о Маркизе де Дали де Пу́боль: у таких людей, как он, отношения с внешним миром складываются… сложно. Просто они очень разные — Дали и внешний мир. И чтобы минимизировать неизбежные при их контакте потери, логично использовать некий буферный барьер. Защитную броню, если хотите.
Но вот в чем ирония: эта броня, как клоунский грим, превращает тонко чувствующего, ранимого и довольно застенчивого человека в совсем уже другой персонаж - такого, знаете ли, эпатирующего публику субъекта, вечно пребывающего в кураже. Например, выгуливающего муравьеда в парижском метро или позирующего с оцелотом.

Однако все эти эскапады — не более, чем понты. Бесконечные попытки произвести впечатление на внешний мир, спрятав уязвимую часть души за ярким перфомансом.
“Вот уже пятьдесят лет я развлекаю человечество”, - Сальвадор Дали.
Пожалуй, теперь самое время поговорить о Дали и парфюмерии.
«Из всех пяти чувств, бесспорно, именно обоняние лучше всего передает ощущение бессмертия», - заявил как-то художник. К тому же аромат принято считать ключом к бессознательному и проводником в глубины смутных воспоминаний. Чувствуете, сколько в этом сюрреалистического? Разумеется, он не мог просто пройти мимо.
Но вот разочарование: уже первые парфюмерные опыты молодого Дали ясно показали, что ароматы, будь они хоть трижды ключи и проводники, категорически не подходят в качестве материала для «свободного творчества без границ и правил, основанного на чистых эмоциях, фантазиях и воображении». В общем, с парфюмерным сюрреализмом как-то не задалось:
«...Теперь нужны духи. Одеколон неприятен. Что же? Сидя на табуретке, [я] глубоко задумался. Ах! Если бы [я] смог надушиться запахом козла, который каждое утро проходит под [моими] окнами! Внимание: [я] внезапно вскочил, осененный гениальной идеей…
Я нашел духи! Я включил паяльник, которым пользовался для гравюр, и сварил в воде рыбий клей. Сбегал на зады дома, где, я знал, стоят мешки козлиного помета, аромат которого до сих пор нравился мне лишь наполовину, взял горсть помета и бросил в кипящую воду. Потом размешал пинцетом. Теперь сперва шибануло рыбой, затем козой. Но немного терпения — микстура достигнет совершенства, когда я добавлю несколько капель лавандового масла. О чудо! Вот это точь-в-точь запах козла. Охладив его, я получил массу, которой намазал тело», - Сальвадор Дали.
Справедливости ради отметим: автор практически сразу соскреб со своей кожи этот кошмар и в дальнейшем принимал непосредственное участие в создании только одного аромата — духов Salvador Dali (1982).
Эти духи вышли в год смерти Гала и стали историей о жасмине (любимце самого художника) и розе (любимом цветке Гала). Разумеется, Дали также придумал и флакон, и дизайн упаковки, используя мотивы не самой знаменитой своей работы «Явление лица Афродиты Книдской на фоне пейзажа».

Однако настоящим создателем серии ароматов «Сальвадор Дали» был вовсе не художник, а парфюмер Жан-Пьер Гривори: именно ему принадлежала идея выпустить духи, объединенные концепцией «Духи как произведение искусства». И с самого начала Гривори взял на себя ответственность за разработку парфюмерных композиций, а за Дали оставил дизайн флаконов.
Что касается дизайна, то:
- «Явление лица Афродиты» позже использовалось еще несколько раз; например, при создании парфюма Laguna;
- оформление парфюмов Dalistyle и Daliflor было посвящено картине «Женщина с головой из роз»;
- ароматы Le Roy Soleil Homme, Black Sun и Black Sun Sport делают отсылку к работе «Король Солнце»;
- полотно «Рождество» нашло отражение в Dalissime, Dalilight и Dalimania;
- прототипом для дизайна флакона и упаковки аромата Rubylips (выпущенного к столетнему юбилею Дали) послужила уникальная брошь «Рубиновые губы с зубами как жемчуг» (1958г), которую художник создал из жемчуга и рубинов.

Что же до самих ароматов, то в разное время на бренд работали Alberto Morillas, Thierry Wasser, Francis Kurkdjian, Antoine Lie, Gerard Anthony, Mark Buxton, Guillaume Flavigny, Karoline Vieth, Ilias Ermenidis, Evelyne Boulanger, Olivier Pescheux, Emilie Bouge, Delphine Lebeau-Krowiak, Michel Almairac, Dorothee PiotSidonie Lancesseur, Phillippe Collet, Martin Gras, Henri Bergia, Philippe Romano, Celine Ellena и Daphne Bugey.
А в 1983 году, за шесть лет до смерти, Дали запатентовал свое имя для духов Salvador Dali и для компании Cofinluxe, так что парфюмы серии продолжили выходить и после смерти художника.
Впрочем, приходится признать, что в околопарфюмерной среде как-то не принято относиться к продукции бренда достаточно серьезно. Не знаю, что тому виной — отсутствие агрессивного маркетинга, более чем демократичные цены или какой-нибудь ретроградный Меркурий, но считаю, что это совершенно несправедливо. Кто бы что ни говорил, но в парфюмерном созвездии Дали есть по-настоящему яркие звезды. И за каждой из них стоит память об очень талантливом и очень непростом человеке.
P.S. Все свои работы Дали завещал Испании
А теперь всем тем, кто героически осилил мой рассказ, я хочу предложить поучаствовать в небольшой околопарфюмерной викторине. Для этого нужно а) оценить статью и б) ответить в комментарии к ней на три довольно заковыристых вопроса (да-да, вот такая я нерпа и вустрица ). Среди тех, чьи ответы окажутся правильными, 21-го ноября с помощью генератора случайных чисел будет разыгран приз: 8 мл духов House Of Sillage The Trend No.8 Retro Pop в новом фирменном стеклянном атомайзере из тревел-набора (на обоих фото он крайний справа).

А вот, собственно, и вопросы:
- В 1656 году при непосредственном содействии Короля-Солнца (Людовика XIV, а вовсе не Людовика XIII, как я написала вначале - исправленному верить, см. ответ на комментарий Goss_koss
) во Франции была образована гильдия, которая объединила в своих рядах представителей двух очень разных ремесел и существенно ограничила в правах аптекарей и алхимиков. Как называлась эта гильдия?
- Говорят, в начале 1900-х годов молодой начинающий парфюмер придумал и осуществил неожиданный и крайне нестандартный маркетинговый ход, позволивший его мало кому известной продукции попасть на полки аж самого Grands Magasins du Louvre - знаменитого французского универмага. Кто был этот парфюмер и что же такое выдающееся он предпринял?
- Что такое Soul of Perfume и Parfum de Parfum?
Правильные ответы и имя победителя я добавлю в этот текст 21-го ноября. Ну что, поиграем?
И - да, разумеется, можно не принимать участие в викторине и оставлять любые комментарии (за которые я буду очень признательна)
При написании статьи были использованы источники:
«Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим», Сальвадор Дали
«Сальвадор Дали глазами сестры», Ана Мария Дали
ТА-ДАМ! Итоги викторины.
Итак, принять участие в викторине решили только три участницы, за что им огромное спасибо
И поскольку ситуация с вопросом №3 сложилась несколько неоднозначная (я писала об этом в ответе на комментарий Goss_koss), при розыгрыше приза мы его учитывать не будем.
Правильные ответы.
1. В начале 1600-х годов лучшими кожевенниками Европы по праву считались испанцы, но даже их изделия самой тонкой выделки имели довольно неприятный запах. Так что постепенно в моду стала входить «душистая кожа» - перчатки, сумочки и пояса, пропитанные ароматическими веществами и составами. На волне популярности таких аксессуаров в 1656 году под покровительством Людовика XIV была основана гильдия перчаточников-парфюмеров. Гильдия получила монополию на производство всех ароматических продуктов в ущерб аптекарям и алхимикам и просуществовала до Великой Французской революции. Источник
2. «В 1904-м году молодой парфюмер Франсуа Коти, тогда ещё никому не известный, начал продавать в Париже свой парфюм La Rose Jacqueminot , но сначала особого успеха не добился. Удача повернулась к нему лицом благодаря случайности. Как-то раз он уронил бутылочку La Rose Jacqueminot на столешницу в парижском универмаге, и на благоухание тут же слетелась целая толпа, требующая продать духи. Говорят, эта сцена (и даже сбежавшиеся на аромат покупательницы) была спланирована Франсуа заранее; тем не менее фокус сработал: свой запас Коти распродал за несколько минут, и директор универмага согласился поставить совершенно незнакомую продукцию в Grands Magasins du Louvre. Ошеломительный успех аромата La Rose Jacqueminot сделал его создателя миллионером и признанным парфюмером». Источник 1 и источник 2
3. Духи премиального качества*, произведенные из натуральных ингредиентов, иногда маркируют как «Soul of Perfume» или «Parfum de Parfum». Источник 1
*духи премиального качества - ароматы ручной сборки, настоящие парфюмерные шедевры, созданные в единичных экземплярах. Позволить себе такие духи могут только очень богатые люди, поскольку цена за небольшой флакончик иногда достигает сотен тысяч долларов. Источник 2
Все три участницы правильно ответили на два вопроса! Девочки, вы потрясающие
А вот, собственно, результат розыгрыша:

И первой правильные ответы на вопросы дала Goss_koss!От души поздравляю победительницу! Жду от нее письмо с реквизитами доставки приза Укрпочтой
Я от души благодарю всех, кто играл со мной в этот раз и обещаю обязательно придумать еще какую-нибудь развлекуху