Баня - необходимый атрибут быта славянских племен. В связи с этим у русичей не было проблемы средневековой Европы - маскировать неприятный запах немытого тела интенсивными ароматами. Но это не означает, что славяне не имели понятия об ароматических веществах. Слово «холодец», используемое нами для обозначения желе из мясного бульона, в VII-VIII веках обозначал …настой из мяты. Он использовался для освежения дыхания и как дезодорант.

Русские аристократы познакомились с духами как таковыми только в XVIII веке. Парфюмерная продукция была привозной, своего производства тогда не существовало.
И только в XIX веке зародилась российская парфюмерная промышленность, способная конкурировать с западными предприятиями.
Альфонсо Ралле
Француз по происхождению, Альфонс Ралле начал свой бизнес с небольшого «свечного заводика». Беру в кавычки, поскольку со времен Ильфа и Петрова это мем, обозначающий небольшой бизнес, но в данном контексте он имеет буквальный смысл. Открытый в 1843 году, со временем завод трансформировался в парфюмерную фабрику «А. Ралле и Ко». Это была первая ласточка российской парфюмерной промышленности, а Ралле - ее основоположником.

Ассортимент фирменного магазина был традиционным: одеколоны, духи, пудра, мыло, помады для губ и волос. Товары были доступны по цене, что в немалой степени способствовало процветанию производства. Хотя ингредиенты приобретались во Франции и Италии, формулы разрабатывались в России.
Альфонс Ралле дослужился до статуса официального поставщика Двора Его Императорского Величества, а затем поставщика князя Черногорского и шаха Персидского.
Его шедевр - «Парфюм де фурор», специальная композиция для морозной погоды, которую высоко оценили представители высшего света России.

В 1856 году фабрика трансформировалась в «Товарищество высшей парфюмерии А. Ралле и Ко». Хрустальный завод Фридриха Дютфуа начал производить изысканные флаконы для духов, что произвело фурор среди потребителей. В итоге к 1913 году капитализация бизнеса составила 2 млн рублей, а штат рабочих составил 1, 5 тыс.
В 1857 году Альфонсо Ралле отошел от дел по состоянию здоровья. На горизонте русской парфюмерии появились Эдуард Бо, а с 1898 году - его сын Эрнест Бо. Он считается французским парфюмером, но его восхождение на вершину славы как создателя «Шанель №5» началось именно в Москве.
Адольф Сиу
В середине XIX века в Москву «на ловлю счастья и чинов» приехал француз Адольф Сиу, чтобы работать на одном из парфюмерных производств. В 1855 году Сиу открыл небольшую кондитерскую. Одновременно с этим событием контракт Сиу с парфюмерным предприятием закончился, и он организовал собственное производство элитной парфюмерии. Она выпускалась под маркой «Сиу и Ко». Однако его продукция была доступна и скромным покупателям. Удешевлялись духи за счет флаконов: бюджетный вариант был стеклянный, а элитный - серебряный, причем, сок был один и тот же.

Для духов «Сиу и Ко» создавались холодные, элегантные, легкие композиции. Названия были соответствующие: «Снегурочка», «Свежее сено».
К началу XX века торговый дом производил более 120 марок духов и 40 одеколонов. «Сиу и Ко» принадлежит идея подарочных наборов, куда, наряду с флаконом духов, входил одеколон, мыло и пудра с одинаковым ароматом.
Генрих Брокар и «Красная Москва»
Потомственный парфюмер из Франции Генрих Брокар приехал в Россию в 1861 году. Он сразу же оценил возможности России в деле развития парфюмерного бизнеса.
Великая империя Брокара началась с детского мыла в виде кубиков, игрушек, фигурок животных. Новинка понравилась широкой публике, продажи стремительно поднялись. На вырученные деньги он смог открыть производство духов.
Однако он уже не был первопроходцем. Нужно было выдержать конкуренцию с «А. Ралле и Ко» и «Сиу и Ко», которые плотно закрепились на рынке.
Брокар придумал гениальный маркетинговый ход: в честь открытия нового магазина он дал объявление, что продает наборы, куда входили 11 парфюмерных и косметических товаров - всего за 1 рубль! До обеда было продано более 2 тысяч наборов. Но главное, что получил Брокар - ИМЯ и место рядом с Ралле и Сиу.

После смерти основателя бренда в 1900 году предприятие перешло к его семье, которая добилась звания поставщика Двора Его Императорского Величества. К 300-летию Дома Романовых в 1913 году «Брокар и Ко» создали духи «Любимый букет Императрицы», переименованный впоследствии в «Красную Москву».
Александр Остроумов
Александр Остроумов, простой аптекарь, достиг выдающегося положения высот на рынке средств красоты. Сначала он придумал уходовый крем «Метаморфоза», который принес ему богатство и возможность производить духи.

Вскоре ароматы «Товарищества А.М. Остроумова» встали в один ряд со знаменитыми торговыми марками косметики и парфюмерии. Особо популярны были духи «Идеал», «Виолетт», одеколоны «Альпийский ландыш», «Наполеон».

После прихода к власти большевиков все предприятия парфюмерной и косметической промышленности были национализированы и стали основой для создания аналогичной отрасли в Советской России, в состав которой входила и нынешнее государство Украина. Поэтому все вышесказанное является неотделимой частью истории и украинской парфюмерии, о которой речь будет далее.