Не знаю, как вы, а я считаю, что с мая и до середины сентября дожди пахнут просто замечательно. Кстати… А как они пахнут?
На самом деле, совершенно по-разному. И зависит это даже не так от сезона, как от места: вынесем за скобки тропические острова с экзотической растительностью и сойдемся на том, что дождь в лесу пахнет не так, как в степи, а в саду с фруктовыми деревьями — не так, как в городе.

Впрочем, кое-что общее у них таки есть:
- во-первых, то, как пахнет дождь, нравится если и не всем людям, то подавляющему большинству;
- во-вторых, практически каждый из бесконечного разнообразия «дождевых» запахов создается всего тремя основными (правда, далеко не самыми простыми) компонентами;
- в-третьих, для аромата дождя даже придумано специальное название — это ли не показатель всеобщей любви?
Если объединить два греческих слова - πετρα (камень) и ιχωρ («жидкость, текущая в жилах богов»), получим петрикор (или петрихор) — что-то вроде «божественной крови камня». Именно так 7 марта 1964 года предложили называть аромат дождя минералоги Изабель Джой Беар (Австралия) и Ричард Г. Томас (Великобритания) в своей статье для журнала Nature.
С подачи авторов, термин стал обозначать «специфический землистый запах, отчётливо ощущаемый после дождя». То есть, если запах прибитой пыли (о котором мы подробно говорили тут) - это начало дождевой симфонии, ее прелюдия, то петрикор — ее завершение, кода (итал. coda — «хвост, конец, шлейф»).
Что ж, начнем с самого начала: первые капли падают с неба и высвобождают из почвы геосмин, несущий с собой запах влажной земли. Эта нота — одна из трех составляющих аромата дождя, и она слышна на всем протяжении его звучания.

Именно специфический запах влажной земли характерен практически для всех дождей (кроме, пожалуй, идущих в открытом море-океане или настолько коротких, что почва не успевает намокнуть). А дальше начинаются «местечковые» различия.
Лес, степь, сад… Живущая здесь зелень пахнет просто великолепно, правда? А источник ее запаха — терпены: органические соединения, содержащиеся в эфирных маслах растений. Именно они отвечают за упоительный аромат цветочных бутонов, холодящую пряность имбиря и почти ментоловую свежесть хвои. И чаще всего такие соединения вырабатываются в микроскопических волосинках, расположенных на листочках (да, хвойные иголки — это тоже видоизмененные листочки).
Теперь представьте, что дождь повредил эти волосинки. Что произойдет? Совершенно верно, химические соединения попадут в воздух. Кроме того, "дождь может сломать сухие растения, освободив химические вещества, подобно тому, когда вы раздавите сушеные травы - запах становится сильнее" (профессор Филипп Стивенсон, ведущий исследователь Королевского ботанического сада в Кью (Великобритания)).
Но и это еще не все. В засушливые периоды терпены, выделяемые растениями, накапливаются в почве (и даже в некоторых камнях), как в губке. И когда капли дождя ложатся на поверхность земли и просачиваются в ее поры, сквозь них поднимаются крошечные пузырьки - аэрозоли из воздуха, эфирных масел растений, вирусов и бактерий (аэрозоль - мельчайшие частицы твёрдого или жидкого вещества, находящиеся во взвешенном состоянии в газообразной среде, Вики). Именно такие аэрозоли приносят с собой глубинный аромат грунта.

Кстати, для того, чтобы разобраться в этом механизме распространения запахов, ученым из Массачусетского технологического института пришлось провести шестьсот экспериментов на двадцати восьми разных поверхностях, используя для видеозаписи высокоскоростные камеры. И только в 2015 году результаты их исследований были опубликованы в журнале «Nature Communications».
В общем, как вы уже наверняка поняли, вторая составляющая аромата дождя — эфирные масла растений. И именно их набор очень сильно разнится в зависимости от места, в котором идет этот самый дождь. А с городом все совсем печально: тут терпены замещены запахами бетона и асфальта со всеми малоаппетитными дополнительными подробностями, которыми они пропитались
И, наконец, третья составляющая аромата дождя — озон (от др.-греч. ὄζω — пахну). Да, это касается только гроз с молниями, но как же это здорово! Острый, свежий, ни с чем не сравнимый запах трехатомного кислорода появляется в воздухе под воздействием электрического разряда и способен вернуть к жизни даже полудохлого земляного червяка, мне кажется.
«Кроме молнии, гроза и особенно дождь, улучшают качество воздуха. Большая часть пыли, загрязняющих аэрозолей и других частиц смывается дождем, а воздух очищается" (профессор Марибет Столценберг из Университета Миссисипи). Да, профессор, конечно. Но, все-таки, именно молния творит самые грандиозные чудеса.

Итак, геосмин, эфирные масла растений и озон — вот общая формула петрикора - аромата дождя (или, по сути, «последождя»). И — да, тут определенно есть где разгуляться парфюмерам.
Petrichor от Demeter Fragrance
Ну, в этом случае само название обязывает. Правда, с моей точки зрения, в парфюме наблюдается явный перекос в сторону «земляной» составляющей: она бесцеремонно отодвигает на задний план и ноту чистой воды (парадоксальную, на самом деле, ибо чистая вода по определению ничем не пахнет; однако восприятие упорно настаивает именно на «аромате чистой прохладной воды»), и едва уловимую металлическую ноту, видимо, отвечающую здесь за «эффект молнии».
С эфирными маслами растений тоже как-то не сложилось, но — справедливости ради - в ольфакторной пирамиде парфюма заявлены только водные ноты и тинктура земли. И, в целом, получилось действительно достаточно землисто и мокро. А то, что кому-то в аромате не хватает озона — так это субъективизм и вкусовщина, ага

На самом деле, в коллекции Demeter много «околодождевых» ароматов (например, Rain, Thunderstorm, Dirt, Wet Garden). И на каждом из них вполне можно «зависнуть», но давайте мы сегодня поговорим о чем-нибудь менее… прямолинейном (прости, Demeter Fragrance).
Hydromancy от Sixteen92
Очень настроенческий парфюм. Влажный, зябкий, размыто-земляной, с острой металлической нотой и горчинкой раздавленных листьев. Как будто ты прячешься на веранде от холодного дождя, а он осатанело барабанит по оцинкованной крыше и ломает зелень в цветнике возле дома. И мелкие водяные брызги во все стороны, и напитавшийся влагой мох на старом пне, и размокшая земля под умирающими растениями, и запах открытого сырого подвала...
Основные ноты аромата: фиалка, лишайник, амброксан, водные ноты, минеральные ноты, Petrichor (Петрикор).

Все-таки, очень я люблю инди-бренды. Есть в их парфюмах какая-то околомистическая прелесть
La Baiser De La Pluie от Serge Dumonten
А вот это (на мой нос) - полная противоположность Hydromancy: легкий, светлый, изящный аромат пробежавшей на цыпочках скоротечной летней грозы. В воздухе еще висит водяная пыль, а озон добавляет ему свежести и прохлады, но в каплях на зеленых листьях уже отражаются тысячи маленьких солнц, и россыпь первых цветков жасмина благоухает тонко и упоительно (просто не верится, что это написала я — откровенная не любительница жасмина в парфюмерии; но что есть — то есть, да).
А вот запаха влажной земли тут нет. Так бывает при очень коротких ливнях: деревья, кусты и трава мокрые и пахучие, а под ними — сухо.
Основные ноты аромата: озон, трава, водяной аккорд, жасмин.

Вообще, с моей точки зрения, любой парфюм на тему дождя по шкале от «совершенно отвратительно» до «просто непостижимо» можно расположить где-то между оценками «как минимум, интересно» и «абсолютно гениально». Вот только… Знаете, есть такая расхожая фраза: «Все уже было придумано до нас». И, похоже, исключения ею не предусмотрены.
Примерно с XVI века в парфюмерной столице Индии - Каннаудже (Каньякубжа, Кусумпур — столица древнего Королевства Харшавардана), что в штате Уттар-Прадеш — создают Mitti Attar, аромат «первого дождя после засухи» или «духа земли». Выверенный веками процесс занимает около 15 рабочих дней:
- сначала иловую глину извлекают из верхнего слоя почвы;
- затем ее замешивают, как тесто, и формируют кирпичики или лепешки;
- потом эти кирпичики и лепешки сутки обжигают в печи;
- после их погружают в медные котлы с водой и запечатывают котлы глиной;
- под котлом разжигают костер из коровьего навоза;
- и, наконец, образовавшийся пар по бамбуковым трубкам отводят в специальные приемники, где он конденсируется на масляной основе.
При этом не используются ни современная техника, ни электричество, ни цемент, ни даже болты или гайки - только ручной труд, только натуральный инструментарий. Кстати, основой для действительно качественного продукта служит масло сорокалетнего (не меньше!) сандалового дерева. А хранят аттар в кожаных флаконах, которые впитывают влагу и дополнительно концентрируют аромат.

В Индии верят, что «стойкие, свежие и густые оттенки Arte Profumi Mitti дарят телу избавление от болезней, а душе - радость бытия». И как бы я ни относилась к Маше Распутиной, но под ее «отпустите меня в Гималаи!» готова подписаться прямо сейчас
А мой дождь из детства… Он пах счастьем. Я так отчетливо это помню: летняя гроза, и уже далекий гром, и последние потоки воды с почти ясного неба, и бурлящие реки на дорогах и дорожках, и сбитые ливнем листья и ветки, и абсолютно счастливая и босая я бреду по щиколотку против течения теплой уличной реки, запрокинув лицо навстречу тяжелым каплям и зажмурив глаза от удовольствия...
В статье использованы материалы сайтов: