Оговорюсь сразу: с моей точки зрения, парфюмерия соотносится со смертью примерно так же, как синее соотносится с деревянным - никак. Ибо конкретно для меня эти понятия лежат в абсолютно непересекающихся плоскостях. Но сколько людей - столько мнений, и нельзя отрицать, что многие парфюмеры (независимо от официального ранга и неофициального уровня гениальности) считают жутковатую эстетику смерти привлекательной. Причем привлекательной настолько, чтобы вдохновляться ею и посвящать ей свои творения.

И я сейчас не о хулиганистых Etat Libre d`Orange с их "Charogne" ("Падаль") и не о педантичных Demeter Fragrance с их "Funeral Home" ("Похоронное бюро") - эти, по-моему, просто распихивают по флакончикам все ольфакторные впечатления, которые испытали хотя бы раз в жизни (на самом деле, я к обеим парфюмерным маркам очень хорошо отношусь, но факт остается фактом).
Я о таких серьезных мэтрах от парфюмерии, как, например, немногословный Серж Лютенс ("Смерть - это женщина, а аромат об этом лишь напоминает" - С.Л.) или харизматичный Килиан Хеннесси ("Тема смерти - моя любимая, мой конек, так сказать. Она действует на меня успокаивающе, это призыв наслаждаться жизнью, проживать каждый день, как последний, на полную катушку" - К.Х.). Кстати, такое жизнеутверждающее отношение к смерти мне, например, очень импонирует. И объясняет, почему 90% Килиановских парфюмов - о выпить/покурить/заняться любовью :)
Впрочем, сегодня мы не пойдем проторенным путем и не будем говорить о нашумевших "смертельных" ароматах маститых авторов ("De Profundis" Serge Lutens, "Black Phantom - Memento Mori" by Kilian, "Requiem for the Immortal" Scent by Alexis, "Nevermore" Frapin и т.д., и т.п.). На этот раз я хочу познакомить вас с кое-чем относительно малоизвестным.
Романтики, скептики, экспериментаторы и просто любители драмы
Собственно, уже из цитат г-д Лютенса и Хеннесси напрашивается очевидный вывод: разных людей привлекают разные аспекты смерти. Соответственно, и подход к раскрытию темы у парфюмеров встречается разный. Например,
- романтичный;
- драматичный;
- ироничный (а почему бы и нет? В конце концов, существуют же черный юмор и множество его ценителей);
- экспериментальный.
(Безусловно, это моя субъективная классификация, и, вполне вероятно, я упустила какие-то нюансы отношений "парфюмер - смерть". Поэтому буду очень признательна за любые поправки или дополнения в комментариях к тексту).
Мода на "смертельный" романтизм возникла в викторианскую эпоху с ее галантностью и подчеркнутым джентльменством. Именно в это время популярность приобрели бледные юные девы с "печатью смерти на челе", трагические истории любви с неизбежной утратой в финале, посмертные фотографии усопших рядом со скорбящими живыми, роскошные надгробия и изысканный траур. Как к этому ни относись, но у культа "красивой смерти" и сегодня существует множество приверженцев. В том числе, и среди парфюмеров (о них мы поговорим чуть позже).

Однако современные люди, в основном, больше скептики и циники, чем романтики. Поэтому часть парфюмеров, впустивших смерть в свое творчество, скорее иронизирует над какими-то связанными с ней вещами, нежели преклоняется перед Танатосом.
А еще какое-то количество "носов" готово разобрать смерть "по винтикам" и задокументировать в ароматах весь ход эксперимента. Не верите? А зря. Я обязательно расскажу об этом.
Но начнем мы с самого безобидного для обоняния и психики - с романтизации смерти современными парфюмерами.
Псевдовикторианцы и все-все-все
1. В городе Биддефорд, штат Мэн, есть совсем небольшая частная парфюмерная компания The Parlor Company, возникшая в позапрошлом веке как аптека. Все, что она производит, изготавливается исключительно из натуральных ингредиентов и только вручную. А изготавливаются там, в числе прочего, и "Викторианские парфюмы и одеколон по старинным рецептам".
Именно The Parlor Company создала "Cemetery" ("Кладбище") - парфюм, имитирующий запах "прогулки по влажному туманному кладбищу с мрачными нотами пропитанных дождем листьев дикого плюща и луговых трав. Этот таинственный аромат отдает дань уважения тем, кто похоронен, дуновением свежего воздуха, наполненного дождем, который вы вдыхаете, переходя от надгробия к нагробию по ухоженной траве" (информация с официального сайта компании).

- Тип аромата: унисекс.
- Семейство: древесные фужерные.
- Основные ноты: Драконова кровь, оттенки трав и земли, мох, деревесные ноты, ваниль и пачули ("Драконова кровь" - Сангре де Драго (C. Lechleri) - жидкая смола тропических деревьев, растущих в амазонских регионах Южной Америки).
Как по мне, звучит все это в итоге несколько сыровато, очень мшисто и довольно гнетуще. Думаю, я получила бы гораздо больше удовольствия от аромата, называйся он, например, "Прогулка у лесного озера туманным утром". А так задекларированная кладбищенская атмосфера меня серьезно напрягала (ну не люблю я гулять по кладбищам!). Все-таки, психология - наука :)
2. Совершенно иначе раскрывается еще один парфюм бренда - "Til Death Do Us Part" ("Пока смерть не разлучит нас"), "скорбящий о конечности смертной любви" (информация с официального сайта компании).

- Тип аромата: унисекс.
- Семейство: пряные сладкие.
- Основные ноты: черная роза, пачули, цедра апельсина, ванильная орхидея, лист корицы.
Этот аромат звучит... нуарно. Влажной черной землей под темным небом, по которому бегут антрацитовые тучи, и ярко-алой розой, кем-то случайно оброненной. Ветер хлещет плетью по тонким лепесткам, но цветок все еще остается единственным ярким пятном посреди сгущающегося мрака. И весь твой мир внезапно сжимается до размеров этой картины... Впечатляет, если честно. Хотя и не совсем мое (точнее, совсем не мое).
3. Если два предыдущих парфюма были общеприменимы, то следующий - "Dead Writers" ("Мертвые писатели") - позиционируется производителем как "аромат для начинающих литераторов". Сама же марка Immortal Perfumes из Сиэтла заявлена, как "марка, производящая винтажную микропарфюмерию современности" и специализирующаяся на "ароматах ручной работы, вдохновленных историей" (информация с официального сайта компании).

Если верить "отцу" парфюма - парфюмеру JT Siems - этот аромат создает эффект вашего присутствия в библиотеке: вы сидите в кресле, перечитывая "пожелтевшие страницы произведений Хемингуэя, Шекспира, Фицджеральда, По" (нужное подчеркнуть) и настраиваясь на создание собственного шедевра.
- Тип аромата: унисекс.
- Семейство: пряные табачные.
- Основные ноты: черный чай, ветивер, гвоздика, мускус, ваниль, гелиотроп и табак.
К сожалению, обонять этот парфюм мне не довелось. Но люди, которым в жизни повезло больше, говорят, что аромат действительно напоминает "запах старых книг в библиотеке" или "запах человека в поношенном вельветовом пиджаке" (???).
4. Об аромате "Death and Decay" ("Смерть и разложение") от Lush слышали если и не все, то многие. А вот о парфюме той же марки "Day of the Dead" - нет, я в этом практически уверена. Хотя бы потому, что выпущен он был в 2010 году в лимитированном количестве для продажи исключительно в Англии. И посвящен при этом, как вы уже поняли, Дню Мертвых - национальному мексиканскому празднику. Говорю честно: как я ни пыталась найти значимую связь между Англией и Мексикой, мне это не очень удалось (если не считать англо-франко-испанскую интервенцию 1861-1867 годов). Так что я просто перестала искать логику в парфюмерии :)

- Тип аромата: унисекс.
- Семейство: цитрусовые.
- Основные ноты: лайм, нероли, ладан.
А вот тут мне повезло. Или не очень - как посмотреть :) Потому что это я нюхала, и как по мне - пахнет довольно химозным виноградом и свежей гашеной известью. Мексика и День Мертвых? Извините, не прочувствовала.
5. И, наконец, как по мне, апофеоз драматического отношения к смерти - парфюм "Apocalypse", выпущенный в количестве всего 50 экземпляров. Создали его английские художники Йон Томсон и Элисон Крейгхэд. Спойлер: последняя книга Нового Завета - страшная сила :) Один из авторов - Элисон Крейгхэд - называет свое детище "химическим портретом Судного дня".

- Тип аромата: унисекс.
- Семейство: альдегидные фужерные.
- Основные ноты: альдегиды, лактоны, роза, озоновые ноты, кумин, пачули, дубовый мох.
Сами авторы утверждают, что в их аромате есть "гром, кровь, скалы, ладан, полынь, железо, сожженная плоть и сера". Скажу от души - отвратительно. Просто отвратительно. Ибо абсолютно неважно, с помощью каких нот ты передаешь запах крови или сожженной плоти. Важно только то, что запах горелой плоти - это жуть.
Черный юмор, что ж ты вьешся...
А теперь поговорим о парфюмерах (и парфюмерных брендах), способных посмеяться над Танатосом. На ум сразу приходит Zombie Collection от Demeter Fragrance, правда? (Ну хорошо, согласна: они распихивают по флаконам не только пережитые ольфакторные впечатления, но и ольфакторные фантазии).
Впрочем, мы же идем непроторенной дорожкой, помните? Поэтому предлагаю вашему вниманию "Eau de Death" - парфюм, созданный доктором химии Рейчел Беркс (колледж Доун, штат Небраска).
6. На самом деле, создать такой неоднозначный аромат автора побудило шоу "The Walking Dead" ("Ходячие мертвецы"). Официальная версия: Рейчел решила, что на случай зомби-апокалипсиса неплохо было бы иметь средство, позволяющее стать "невидимым". Сказано - сделано: доктор синтезировала запах смерти, призванный скрыть вас от потенциальной опасности.

- Тип аромата: унисекс.
- Семейство: ?????
- Основные ноты: путресцин, кадаверин, метантиол.
Вы на самом деле хотите знать, как ЭТО пахнет? Ну ок: как смесь из тухлых яиц и вареной капусты. А чего вы ожидали? Да, для носа нелегко, зато психика не страдает, ибо всерьез это как-то не воспринимается. Самое же славное то, что, вопреки официальным версиям, и сама доктор Беркс ни разу не верит в зомби. Она относится к своему творению исключительно как к "отличной возможности поговорить о науке". Обожаю ученых :)
Смерть 25+
Читать дальше людям с неустойчивой психикой и живым воображением не стоит, наверное. Потому что сейчас мы поговорим о "тяжелой артиллерии" смерти - парфюме "Thanatos - eau de mort" от Black Phoenix Alchemy Lab.
Компания Black Phoenix Alchemy Lab владеет кинотеатрами, арт-галереями и, как оказалось, неординарным парфюмерным производством. А еще - не самым здоровым, как по мне, интересом к смерти.
Вот как бы вы отнеслись к арт-инсталляции, посвященной обнаружению в лесу мертвого тела на пятнадцатые (именно на пятнадцатые) сутки после смерти? Стоп, на самом деле я не хочу этого знать, извините.
Сухие факты: Black Phoenix Alchemy Lab устроила передвижную инсталляцию как раз по этому поводу: "инсталляция включает короткометражный фильм, показывающий все напряжение поисков трупа в лесу, и жуткие фотографии". А еще - парфюм, который "проводит зрителей в ольфакторное путешествие от беззаботно пахнущей поляны вглубь леса, где разлагается тело".
Вы не поверите, но билеты на это действо разлетелись, как горячие пирожки :(
7. "Thanatos - eau de mort" был создан усилиями художника Эрика Фонгома, парфюмера Юана Макколома и судебно-медицинского антрополога доктора Анны Вильямс.

- Тип аромата: да аромат ли это, на самом-то деле?
- Семейство: ?????
- Основные ноты: летучие органические соединения, выделяющиеся при разложении тела, цветочные и древесные ноты.
Создатели утверждают, что парфюм "отражает телесные процессы, которые происходят на пятнадцатый день после смерти, и достижения судебно-медицинской науки, которые помогают нам понимать их лучше". Зачем неспециалистам понимать их лучше? Даже не спрашивайте - не представляю.
И вот вам вишенка на торте: ощутить "аромат" парфюма можно при взаимодействии с муляжом разлагающегося тела, лежащего на столе для вскрытия. Ну не затейники ли? Вот тут - абсолютно точно - под ударом и обоняние, и психика...
В общем, как бы мы с вами ни относились к смерти, всегда найдется кто-то, разрушающий стереотипы. Хорошо ли это, плохо ли - кто знает? Это просто объективная реальность, данная нам в ощущениях. И иногда - в ольфакторных :)
* От всей души благодарю своих украино-ирландских друзей за расширение ольфакторных горизонтов и возможность обонять часть из перечисленных парфюмов. Thanks, guys. Cheers!