На поиск и покупку Molyneux Le Numero Cinq (переводится с французского, как Молинье Номер 5, настоящее произношение фамилии Molyneux несколько другое, но в русском языке уже прижилось произношение Молинье, поэтому я буду его придерживаться и далее) меня сподвигла очень интересная легенда, которая сопровождала этот парфюм всю его жизнь. Я прочитала немало англоязычных ревю, посвящённых Le Numero Cinq, и большинство авторов этих текстов честно признавались в том, что они только читали и слышали об этом парфюме - им никогда не доводилось его обонять, так как парфюм довольно редок. Конечно же, я не смогла удержаться от поисков этого парфюма, которые довольно быстро увенчались успехом. Пока что мне удалось купить колонь, но я для себя поставила цель приобрести и духи.
Эдвард Молинье родился в 1891 году в консервативной ирландской семье гугенотов. В 1914 году, будучи совсем молодым человеком, в самом начале Первой Мировой войны он был мобилизован в британские пехотные войска, где дослужился до капитана, потерял один глаз (я не уверена в достоверности данной информации, несмотря на то, что она фигурирует во многих ревю, так как на фотографиях не заметно, что у него есть проблема с глазом, я предполагаю, что он не потерял глаз, а просто травмировал его) и получил Военный крест за храбрость. В 1918 году он возвращается Париж, где открывает свой первый модный салон.
Если модница хотела выглядеть безукоризненно в Париже в 20-е - 30-е годы двадцатого века и хотела прослыть человеком, который обладает хорошим вкусом - она обращалась к капитану Молинье. Его стиль был более консервативным, чем стиль Эльзы Скиапарелли и более высоким и «правильным», чем стиль Коко Шанель. Именно за капитаном Эдвардом Молинье было последнее слово в моде тех лет. Строгий, простой, безупречный стиль его одежды с чистыми линиями и великолепным кроем ценили все королевские семьи Европы, звёзды сцены и кинематографа. Типичный клиент капитана Молинье - это высокий, тонкий и умный человек. Вскоре Эдвард Молинье стал широко известен из-за его фразы - "невозможно быть слишком богатым или слишком худым". Он одевал членов европейских королевских семей, таких, как принцесса Марина Греции и Дании, британский высший свет, актрис Грету Гарбо, Гертруду Лоуренс, Маргарет Лейтон и Вивьен Ли, ведущего декоратора интерьеров Британии Сири Моэм.
Версий о происхождении этого парфюма две. В первой говорится о том, что капитан Молинье был другом Коко Шанель, и он же помог ей в 1919 году открыть её первый салон мод в Париже. Вместе они вынашивали и идею создания парфюма под номером 5, которая была воплощена в жизнь в 1921 году. В этой легенде говорится о том, что Коко Шанель и Эдвард Молинье поспорили о том, чей парфюм станет популярнее, для чего и назвали свои парфюмы одинаково - номер 5, и к тому же разлили парфюмы в очень похожие по стилистике флаконы - прозрачные, лаконичные, со стеклянными стопперами и простыми чёрно-белыми бумажными этикетками. Все мы сейчас прекрасно знаем знаменитый парфюм Chanel No. 5, и практически никто не знает Molyneux Le Numero Cinq. Коко Шанель выиграла спор. Но в этой версии происхождения парфюма говорится о том, что в первые годы выпуска именно Le Numero Cinq уверенно лидировал, оставив далеко позади Chanel No. 5, несмотря на грамотную и обширную рекламу Шанель. Действительно, только именно в 50-е, послевоенные годы, Chanel No. 5 стал широко известным, во многом благодаря маркетингу - у Коко Шанель была цепкая деловая хватка. Она смогла вернуть себе права на производство Chanel No. 5 и растиражировать свой парфюм не только в Европе, но и в Америке. В то время как капитан Молинье в 1940 году свернул производство в Париже и сбежал из оккупированной нацистами Франции в Лондон. Едвард Молинье вернулся после войны в 1946 году в Париж и возобновил своё дело, но в 1950 году, в связи с ухудшением здоровья (в частности, зрения), закрыл парижский и лондонский филиалы и уехал жить на Ямайку, дав тем самым зелёный свет продвижению и всемирному распространению парфюма Chanel No. 5. Выпуск Molyneux Le Numero Cinq был прекращён в конце 1960-х - в начале 1970-х годов. В пользу этой версии говорит и то, что парфюм Le Numero Cinq со временем переименовали в Le Parfum Connu, что переводится как Известный Парфюм (это звучит иронично, так как парфюм ныне находится в забвении). Зачем капитан Молинье переименовал своё творение? Логику в его действиях можно найти в том случае, если предположить, что у него возникли проблемы с Коко Шанель из-за одинакового названия их парфюмов. Редкая дружба выдержит испытания миллионами. Похоже, что капитан Молинье дорого поплатился за свою шутку.
Возможно, что, назови он сразу свой парфюм по-другому, мы бы до сих пор знали, любили и пользовались его замечательным парфюмерным творением.
Также у меня есть предположение, что капитан Молинье мог изменить название своего детища для продвижения Le Numero Cinq на американском рынке, опять-таки чтобы избежать проблем с Коко Шанель, чей парфюм Chanel No. 5 активно рекламировался в послевоенной Америке. Об этом говорит постер, где парфюм носит название Le Parfum Connu, а также на постере указана его стоимость - 10 долларов.
Кстати, не менее интересно то, что стоимость Chanel No. 5 и Molyneux Le Numero Cinq была примерно одинаковой! В конце 40-х годов Chanel No. 5 в духах можно было купить начиная от 7, 5 до 15 долларов, в зависимости от объёма (я не имею в виду очень большие бутыли, которые могли достигать и одного, и двух литров). На постере Molyneux Le Numero Cinq мы видим указанную стоимость в 10 долларов (за флакон среднего объёма), что по тем временам было очень дорого.
Конечно, флаконы и Chanel No. 5, и флаконы Molyneux Le Numero Cinq постоянно видоизменялись, поэтому я выбрала два, наиболее похожих между собой флакона, которые были выпущены примерно в одно и то же время, чтобы показать вам это несомненное сходство.
Вторая легенда намного более прозаична! Она гласит, что Le Numero Cinq был создан в 1925 году и был назван так благодаря тому, что второй модный салон капитана Молинье (1922 - 1950 гг.) находился на улице Rue Royale в здании под номером 5 (первый его салон был на той же улице, но в доме под номером 14). Если эта версия правдива, то капитан Молинье предстаёт перед нами в другом свете. Заимствование названия и стиля флакона - это откровенный плагиат, которым, впрочем, в начале 20-го века не гнушались многие известные и успешные персоны. К счастью, сам аромат Le Numero Cinq плагиатом назвать нельзя, так как он значительно отличается звучанием от Chanel No. 5.
Только от нас зависит, в какую легенду мы поверим, так как доказать что-либо уже не представляется возможным и шансы на то, что мы когда-то узнаем правду, ничтожно малы.
Лука Турин, известный парфюмерный обозреватель, написал большое ревю о Le Numero Cinq. Я приведу выдержки из этого обзора (перевод мой).
"Не существует никаких сомнений, что у Шанель был лучший взгляд на бизнес: флакон Molyneux Le Numero Cinq выглядит серым на фоне Chanel No. 5. Но аромат! Я ожидал чего-то устаревшего и вторичного, и был застигнут врасплох: Le Numero Cinq является изумительно красивым и странным, это единственный восточный ирис, который я знаю. Если предположить, что аромат не изменился, неопределённость в отношении его возраста становится столь же захватывающей, как находка древней египетской мумии. Первый восточный парфюм, Emeraude Coty, появился в 1921 году. 1925 год является датой рождения знаменитого преемника Emeraude Coty - Shalimar. Если Le Numero Cinq был создан в 1921 году, вся история парфюмерии должна быть переписана. Если он был создан в 1925 году, то и он, и Shalimar были копиями Emeraude, и тогда возникает вопрос: почему же Le Numero Cinq умер, так и не добившись в итоге грандиозной известности Shalimar? Может быть, шутка с Коко Шанель имела неприятные последствия, и судьба Le Numero Cinq сложилась бы по-другому, если бы капитан назвал свой парфюм иначе."
Вот ещё один любопытный исторический факт - Molyneux Le Numero Cinq был любимым парфюмом бельгийской королевы Астрид. Она не изменяла своему выбору много лет.
Я могу дать очень приблизительную пирамидку парфюма (формула парфюма была утеряна давно). Несомненно то, что Molyneux Le Numero Cinq имеет богатую и очень сложную пирамидку, но мне удалось найти в интернете упоминание только об этих компонентах.
Примерный состав: альдегиды, бергамот, фруктово-цветочная сладость (возможно, слива, персик и цветы апельсина или иланг-иланга); база, возможно, состоит из амбры, бензоина, ладана, ванили, ириса, сандалового дерева, дубового мха, мускуса, пачули или гвоздики.
Сухофрукты и индольные цветы на ванильной, амброво-пряной подложке целуются с ирисом. Это более тёмный и более сложный двоюродный брат Chanel No. 5.
В некоторых источниках Molyneux Le Numero Cinq относят к фруктово-цветочным шипрам, но Лука Турин называет этот парфюм восточным ирисом, и я с ним согласна.
Я хочу дать немного информации об ирисе в парфюмерии.
Вот что говорится об ирисе на Basenotes (перевод мой): обычно, если ирис упоминается по отношению к духам, имеется в виду использование сухих и невероятно дорогих корней ириса. Вот общее описание аромата корней ириса: "они пахнут фиалками, морковью, пудрой, помадой ..."
Вот что OsMoz говорит об ирисе (перевод мой): "Рождённый на Дальнем Востоке, ирис является символом средиземноморской культуры, он имеет пудровый, зелено-древесный, фиалковый аромат. Iris absolute, также известный как ирисовый корень, получают из корневищ растения. Это один из самых дорогих продуктов в палитре парфюмера, поэтому он используется только в «престиж» парфюмерии. И это сокровище скрыто в корнях ириса, которые должны созревать не менее трёх лет, прежде чем их выкопают, после чего они должны храниться и сушиться в течение ещё трёх лет. Корневища тогда измельчаются и дистиллируются паром, чтобы произвести твёрдое эфирное масло, известное как масло ириса, которое превращается в экстракт ириса после очистки. Эта истинная обонятельная сокровищница содержит существенное количество irones, вещества, ответственного за «древесность» ириса, того порошкообразного аромата, который находится в таком большом спросе. Ирис является воплощением роскоши."
Вот так выглядит мой колонь. Мне повезло купить его новым, в прекрасном состоянии, его горлышко было даже герметично запаяно, что препятствовало проникновению воздуха - сохранность у аромата просто идеальная!
Я предполагаю, что мой колонь можно датировать концом 50-х - началом 60-х годов. Мне удалось найти постер 1950 года с точно таким же флаконом, отличающимся от моего флакона цветом, формой, размером и материалом крышечки (на постере крышечка из чёрного пластика - он явно старше моего колоня, а у моего колоня крышечка из золотистого металла) и этикеткой, что позволило мне датировать мой колонь данными годами (в начале 60-х годов форма флакона изменилась).
У меня есть Chanel No. 5 с оригинальной формулой конца 50-х - начала 60-х годов (я предполагаю, что мой парфюм датируется 1958 годом), что позволило мне провести параллельное тестирование этих парфюмов. Также ко мне скоро должен приехать Emeraude Coty тех же лет - я смогу сопоставить всех этих ровесников и сделать более конкретные выводы. Пока что я могу сказать, что Molyneux Le Numero Cinq стартует довольно яркими альдегидами, что роднит его с Chanel No. 5, но, как только альдегиды успокаиваются, он начинает развиваться в одном направлении с Emeraude Coty и Shalimar Guerlain. Сходство несомненно. Но! Такого пудрового восточного ириса я действительно ранее не встречала ни в одном парфюме! Эта выразительная нота позволяет оставаться Molyneux Le Numero Cinq парфюмом с уникальным звучанием. Я очень рада, что пошла на эту рискованную покупку вслепую и получила поистине бесценный парфюмерный опыт. Molyneux Le Numero Cinq очень важен для современной парфюмерии, будучи одним из родоначальников пудрово-восточной линии в парфюмах (а, возможно, если первая легенда достоверна, то и самым первым парфюмом, совершившим этот прорыв).
Nathalie-art