Духи живут долго. Но, как ни печально, не вечно. Даже при самом бережном хранении рано или поздно ароматы "бьются" и выдыхаются. А еще духов много. Бесконечное разнообразие парфюмерных композиций. И каждый год не один десяток парфюмов снимают с производства. И не одну сотню новых ароматов впервые выпускают на рынок. И все это бесконечное количество уникальных парфюмерных составов буквально таки требует места, где их бы систематизировали, хранили и восстанавливали утраченные. И такое место есть. Оно находится во Форанции,в Версале, на улице Парк де Кланьи 36 (Rue Du Parc Clagny), в одном из корпусов Высшей международной школы духов, косметики и пищевых ароматов (ISIPCA). Инициатор создания этого учреждения - Жан Керлео, ведущий парфюмер знаменитой фабрики Jean Patou.

Торжественное открытие Осмотеки состоялось 26 апреля 1990 года, но подготовка к этому открытию началась гораздо раньше. О том, как появилась идея создать хранилище духов Жан Керлео рассказывает следующее:"Уже в 70-е годы прошлого века ко мне стали часто обращаться с просьбой восстановить некоторые духи Jean Patou, которые были сняты с производства. Создавая заново духи по хранившимся у нас формулам, я стал задумываться о том, как много прекрасных ароматов уже исчезло и как важно было бы сохранять подобное ольфактивное достояние. Я поделился своими мыслями с коллегами, и мы нашли поддержку у Версальской Торговой Палаты, а также у многих знаменитых парфюмерных фабрик, которые и стали нашими спонсорами".
Активную работу при создании Осмотеки вела и Техническая комиссия Французского общества парфюмеров. Было создано единственное в своем роде учреждение в мире. Иногда его называют музеем. Но это название совсем не верно. Осмотека (Osmotheque) - уникальная библиотека духов.

Да, одна из функций деятельности Осмотеки - собирательная. Задача ее сотрудников - сохранить столько ароматов, сколько возможно. Собираются все духи без разделения на дешевые и дорогие, вне зависимости, люкс это, ниша или масс-маркет. Новинка или винтаж, еще не присутствующий в коллекции. При открытии учреждения количество находящихся там парфюмов не превышало четырех сотен. В данный момент в коллекции духов уже более две с половиной тысячи экземпляров, и она все пополняется. В настоящее время в Осмотеку ежегодно поступает около сотни вариантов новых высококачественных духов. Именно высококачественных, составам с низкими ольфактивными качествами нет места в храме парфюмерии.
Ежемесячно собирается специальная комиссия из восьми кураторов - профессиональных парфюмеров в отставке - Societe Francaise des Parfumeurs (SFP). Они оценивают новые поступления, определяют химические качества образца, причем основное внимание уделяется исходным производным материалам, поскольку стойкость духов возможна только при самом высококачественном сырье. Причем, так как формула аромата является коммерческой тайной, оглашение результатов исследовании происходит не раньше. чем через пять лет после выхода парфюма на рынок. В исключительных случаях прекращения существования торговой марки (так это было с духами от F.Millot, Coty и Houbigant) фирма-наследник передает точную формулу аромата хранителям. За год комиссией отбирается для не более тридцати ароматов. Затем по просьбе Осмотеки (просят концентрат, присылают обычно духи или парфюмированную воду) удостоенные такой чести Дома высылают 250 мл парфюма в алюминиевых флаконах. В Осмотеке ароматы проверяют на соответствие и отправляют на хранение при +4 Цельсия в подвале, с азотом под крышкой. Кураторы регулярно проверяют сохранность и качество ароматов: цитрусовые ароматы раз в полгода, кожаные раз в два года.

Хранение ароматов и редких ингредиентов - одна из наиважнейших задач Осмотеки. Все сосуды с парфюмами хранятся в специальном прохладном подвальном помещении без малейшего доступа солнечного света. Прежде, чем поместить духи в емкость, ее сначала обрабатывают аргоном для защиты от кислорода, а так же для замедления и предотвращения процессов разрушения химических соединений. Расположение парфюмов в хранилище организовано по алфавитному принципу; кроме того, каждый флакон имеет свой шифр - как в библиотеке. Если, несмотря на весь уход и все предосторожности, аромат все же испортился - сотрудники Осмотеки ищут способ его заменить.
Отбором ароматов и их хранением дело не исчерпывается. Одна из важнейших задач Осмотеки — воссоздавать утерянные ароматы. Этим, преимущественно, и занимается великий парфюмер Жан Керлео. Таких, воссозданных фактически из ничего ароматов в Осмотеке уже не одна сотня. «Королевский парфюм» - ароматическая помада, изготовленная по рецепту, сохранившемуся в историческом трактате Плиния Старшего (I век н.э.), подлинный одеколон Наполеона, который удалось восстановить, ориентируясь по запискам его лакея. Или ароматическое средство XIV века - L'Eau de la Reine de Hongrie. Оно было восстановлено Жаном Керлео по описанию французских придворных парфюмеров XVII-XVIII веков: данная настойка применялась тогда как гигиеническое средство для протираний. Это самые широко известные удачи в деле восстановления утраченных ароматов.
Но большая часть времени проводится над воссозданием французских духов конца XIX века и первой половины XX, родившихся в легендарных парфюмерных домах F.Millot, Coty и Houbigant. Особая гордость Жана Керлео - спасенные от забвения духи F.Millot Crepe de Chine с цветочной и шипровой доминантой, очень популярные в двадцатых годах XX века, а также Fougere Royale от Houbigant, появившиеся в 1884 году.

Попасть в хранилище ароматов простому смертному не получится никак. Редкие профессионалы имеют возможность посетить эту "святая святых" парфюмерии. Получить отливант или купить какой-либо из ароматов Осмотеки невозможно вообще никому — это занесено в устав учреждения. Осмотека изначально задумана и создана как некоммерческая организация, большая часть ее сотрудников даже не получает зарплаты.
Зато есть другая возможность приобщится к прекрасному миру искусства парфюмерии. Ежедневно в Осмотеке проходят лекции. Они бывают трех разных видов: популярные, лекции для студентов и учащихся и лекции для профессионалов. Курсы лекций столь же разнообразны, как сама парфюмерия. От общих обзоров мира парфюмерии до конкретных тем, вроде "Истории британских брендов". Они могут касаться парфюмерных групп, материалов, "носов" и вообще всего, что заинтересует слушателей. На популярные лекции попасть может любой желающий. Они бывают тематическими, а бывают просто общеобразовательными. Там вам за три часа выдадут кучу информации: основные запахи парфюмерии, первичная материя, основные методы её обработки, классификация ароматов с примерами. Расскажут об истории возникновения парфюмерии. Причем, это будет не просто занудная и скучная лекция. Она, как и все прочие лекции в Осмотеке, иллюстрируется ароматами, нанесенными на специальные блоттеры. А если посетители захотят дома поподробнее «послушать» аромат - для каждого блоттера есть специальные целлофановые запахонепроницаемые пакетики.

Площадь Осмотеки сравнительно невелика, ведь для хранения флаконов с парфюмерией не требуется так уж много места. Зато у нее уже есть свой филиал в Нью-Йорке, управляемый старшим парфюмером IFF Кристофом Лодамелем (Christophe Laudamiel). Там представлены две экспозиции Осмотеки «История парфюмерии от древности до наших дней» и «Её Величество Роза». Так же, как и в версальской Осмотеке, в нью-йоркском филиале проводятся лекции. В настоящее время большинство парфюмеров и парфюмерных домов считают необходимым способствовать работе этого уникального дома духов. Существует специальное Общество Друзей Осмотеки, насчитывающее более двухсот членов.
Создание подобного хранилища духов — задача сложная и требующая долгого и кропотливого труда. Люди, работающие над этим делают то, что кажется невозможным — они сохраняют самую трудносохраняемую вещь — запахи. Звуки можно записать, цвета — сфотографировать. Ароматы — эфемерны и почти неуловимы. Мне бы хотелось когда-нибудь посетить Осмотеку, попасть даже на самую простую, обзорную лекцию. А вам?