Дожди бывают разные: от серой и унылой осенней мороси, постепенно превращающей мир в большую грязевую лужу, до громкой и яркой майской грозы, оставляющей в воздухе свежий аромат озона. Но начинаются все они одинаково — первыми каплями, упавшими на сухую еще землю, и запахом прибитой дождем пыли.

Мне очень нравится аромат чуть влажной от дождя земли. Думаю, что вам тоже. И, согласитесь, мы чувствуем его в воздухе практически сразу, буквально с нескольких тяжелых капель, впитавшихся в почву. Определенно «это «жжжж» неспроста!» (Винни Пух).
Ученые считают, что нежное отношение к такому довольно специфическому аромату досталось нам в наследство от наших древних предков: запах «начала дождя» позволяет диким животным находить пресную воду и заставляет их прятаться при приближении грозы. А все, что помогает выжить, в природе ценится очень высоко.

И вот что интересно: чистая дождевая вода ничем не пахнет, а сухая земля хоть и пахнет, но абсолютно не так, как она пахнет под первыми каплями дождя. А как по мне, если пролить жидкость без запаха на субстанцию с запахом, в результате получишь несколько разбавленный первичный запах этой самой субстанции (о химических реакциях в нашем случае речь не идет). Откуда же берется запах сырой земли?
За него отвечает геосмин — летучее соединение, которое вырабатывают живущие в почве бактерии Streptomyces (да-да, именно их используют при производстве популярного антибиотика). Капли дождя, ударяющие по земле, вызывают выброс геосмина в воздух. "Поэтому, когда вы говорите, что чувствуете запах влажной почвы, на самом деле это молекула, которая производится определенным типом бактерий" (профессор Марк Баттнер, руководитель направления молекулярной микробиологии в Центре Джона Иннеса (Великобритания)).

Разумеется, парфюмеры никак не могли пройти мимо вещества с таким высоким потенциалом ольфакторной привлекательности. Правда, использовать «в лоб» ноту сырой земли рискуют далеко не все из них.
Ну, эти ребята традиционно не страшатся никаких экспериментов. На мой взгляд, ароматы от Demeter - пример чистого парфюмерного «искусства ради искусства»: чтобы так достоверно воспроизвести запахи совершенно разных и, зачастую, очень необычных вещей, нужно действительно обладать незаурядным талантом. Но в «прикладном» качестве это (почти всегда) скорее «доклад на тему», нежели парфюм для ежедневной носки.
Dirt, например, прекрасно передает запах очень влажной рыхлой почвы с отголосками спящей грибницы и копошением дождевых червей. Ольфакторная пирамида парфюма, по заверениям авторов, состоит из одной-единственной ноты — тинктуры земли (от лат. tinctura — настойка). Впрочем, за нетривиальным названием скрывается все тот же геосмин.

Нюхать это интересно и по большей части приятно, сравнивать с оригиналом - захватывающе, но вот носить… Хотя, говорят, именно этот парфюм в фаворе у Клинта Иствуда.
Hermann A Mes Cotes Me Paraissait Une Ombre от Etat Libre d Orange
Бренд, чье второе имя — эпатаж, не стал заморачиваться с «тинктурой земли», а честно заявил, что основными нотами его аромата являются геосмин, перечное дерево, амброксан, роза, пачули, петалия (молекула с ароматом пиона и розы) и исландский мускус.
С моей точки зрения, Германн (название переводится как «Германн рядом со мной казался мне тенью»), пожалуй, один из наиболее комфортных в носке парфюмов EldO - он не душит и не вопит, требуя к себе внимания. И нота влажной земли очень изящно вплетается в общую картину густого темного леса после дождя, с его прохладной свежестью и острой древесностью.

Кстати, сами ELdO говорят, что Hermann - «аромат вашей тени, даже когда темно».
M2 Black March от CB I Hate Perfume
Парфюм Кристофера Бросиуса (Christopher Brosius) — это стопроцентная ранняя весна во флаконе: сырая земля под коркой потемневшего ноздреватого снега, тающие сосульки, мокрая кора надломленных веток, полуистлевшие прошлогодние листья, первые проклюнувшиеся травинки и остро пахнущие молодые древесные почки.
В ольфакторной пирамиде аромата отметились тинктура земли (ничего не напоминает? Да, вы не ошиблись: CB имеет внушительный опыт работы в Demeter Fragrance Library), зеленые ноты, водные ноты, древесные ноты и дубовый мох.

Для меня парфюмы CB I Hate Perfume - в отличие от ароматов Demeter - не «доклад на тему», а «воспоминания о...». И M2 Black March идеален для периодов острой нехватки весны в организме.
Winter 1972 от CB I Hate Perfume
Еще одна работа Кристофера Бросиуса. Причем, на мой взгляд, исключительно логичная. Судите сами: M2 Black March выпущен в 2004 году, Winter 1972 — в 2005. О пирамиде первого парфюма мы уже говорили, а вот основные ноты Зимы 1972: тинктура земли, водные ноты, древесные ноты.
То есть, из ольфакторного букета весны «изъяли» зеленые ноты и ноты древесного мха (которые давали ощущение набухших почек и проклюнувшейся травы) и получили... аромат зимы. Разве не логично?
Другой вопрос, что за зима в результате образовалась. Как по мне — стылая и сырая. С порывами холодного влажного ветра и мокрой землей под слоем подтаявшего снега. В общем, много воды в разных видах и до «не хочу» напитавшаяся ею земля. Какой-то просто «передоз» геосмина, право слово.

Самое интересное, что моя лучшая задушевная подруженция воспринимает этот парфюм так: «Помнишь, когда нам было лет по пять, мы зимой слюнявили кончики «ушей» своих меховых шапок, а когда они замерзали, и получались сосулечки — мы их сосали? Вот. Один в один». Но она ни разу не парфманьяк, ей можно
Скажу по секрету: на самом деле, геосмин, воплощающий в себе запах влажной земли, примечателен еще и тем, что является частью «аромата дождя». Но это уже совсем другая история. И я пока не знаю, стоит ли ее рассказывать? Будет ли вам это интересно? Подожду ваших комментов, пожалуй. Всегда ваша — я .
В статье использованы материалы сайтов: