Красивое содержание должно находиться в такой же форме. Ароматы, которые пробуждают воспоминания, раскрывают человека с новой стороны, дарят радость, влекут и волнуют, не могут содержаться в обычной «упаковке». Они выходят за рамки обыденности, а флакон – первый шаг за эти рамки.
Родоначальник современных парфюмерных флаконов - древнеегипетская амфора, в которой содержалось благовония и ароматические масла. Те самые, что клали в гробницу фараонов вместе с драгоценностями.
В Древней Греции ароматические масла тоже содержались в сферических сосудах, с изображениями богов и животных. Интересно, что названий у них, в зависимости от формы и объема, множество: пискиа была похожа на банку с крышкой, ольпа – на кувшин. А вот в арибалах хранили свои масла – мужчины, в более вытянутых алабастронах – женщины.
Потом сосуды под парфюмированную косметику делались из глины, золота или серебра, украшались россыпями драгоценностей. Первый стеклянный флакон появился в 17 веке, и главным стало не дороговизна, а виртуозное исполнение. К муранскому стеклу добавляли разнообразные компоненты и флакон становился все прозрачнее, звонче, совершеннее.
В 19 веке мастера стали придавать флаконам бриллиантовую огранку – те сверкали и переливались всеми цветами радуги. А на место кристальной прозрачности пришла загадка: стало модным цветное стекло. На столиках модниц стояли флаконы, в которых как будто бы плескалось красное вино, кусочек неба или расплавленные изумруды.
Но все это время флакон и аромат существовали отдельно. Первым, кто представил их, как одно целое, стал Герлен. Он соединил аромат и флакон под одним названием - Voila pourquoi j aimais Rosine.
Флакон духов не просто склянка, куда заключен аромат. Это архетип, идея… Женское тело, звезда, птица – вечные символы, которые использовались при создании самых изысканных сосудов для ароматов. И использовались поистине великими дизайнерами.
Рене Лалик – ювелир, легендарный создатель великолепных флаконов, экспериментатор и лидер стиля ар нуво. Его «парфюмерные» работы обожала Сара Бернар, а российская императрица Александра Федоровна заказывала у него украшения. В 2006 году антикварный флакон духов (без духов) авторства Лалика был продан с аукциона за 216 тысяч долларов. Вот несколько его работ.
Марк Лалик, сын Рене, продолжил отцовское дело, и тоже стал придумывать шедевры из стекла. Одни из самых известных - L Air du Temps и Farouche для Nina Ricci.
Сальвадор Дали тоже создавал эскизы к флаконам. Вот его знаменитые «губы» и «колпачок в виде солнца».
Пьер Динан и Серж Мансо, Джоэль Дезгриппс и Петер Шмидт… Они авторы совершенных сосудов для совершенных ароматов: Yves Saint Laurent, Valentine, Givenchy, Armani, Kenzo.
А самая известная фабрика по производству флаконов для духов – французская Баккара. Одним из первых флаконов от "Баккара" стал сосуд для духов Champs-Elysees в форме черепахи. Сегодня эта фирма - законодатель мод в мире флаконов.
Коллекционировать флаконы стало модным и весьма затратным делом. Существует даже объединяющая всех увлеченных «склянками» Международная Ассоциация Коллекционеров Флаконов для Духов, выпускающая свой журнал.
Удивительно, но по сей день делаются открытия, или по крайней мере, удачные стилизации или просто шутки.
Вот якобы кусок цельного золота с драгоценностями, а рядом "граната" с изысканной чекой.
Это не просто искусство красивой упаковки – это воплощение идеи аромата. А воплощать идеи – дело не простое, не всем под силу. Но попадаются поистине шедевры.