Искусство настоящего парфюмера заключается не в том, что он умеет определять парфюмерные ноты и перемешивать их, создавая шедевры, а в том, что придумав абсолютно новый аромат, он запишет его в виде химической формулы, а потом и воссоздаст. Как обучались парфюмеры в старину В конце 19 столетия город Грасс стал столицей парфюмерии, хотя все еще продолжал поставлять ароматические вещества в другие регионы. Известные парфюмерные фирмы, находящиеся на его территории, были собственностью семейных династий, главными парфюмерами в которых являлись сами владельцы компании. Ведь все знания и секретные рецептуры по традиции передавались только от отцов к сыновьям, поэтому у всех детей парфюмеров не было иного выбора, кроме как идти по стопам родителей. Работали в компаниях люди, так же связанные между собой родственными узами. Однако в крупных компаниях Грасса было принято принимать на обучение учеников «из народа». Хотя, и после этого молодым парфюмерам требовалось некоторое время, чтобы раскрыть все тайны ароматного искусства. На это обычно требовалось от пяти до девяти лет - все зависело от степени талантливости и смышлености человека.

А вот в начале двадцатого века в Грассе учитель передавал знания ученику прямо на своем рабочем месте. Благодаря тому, что в компаниях, находящихся в этом городе, цехи по производству парфюмерии, исследовательские лаборатории и плантации, на которых выращивали сырье, находились в одном месте, то передача секретов производства и навыков не составляла особого труда. Ученик мог беспрерывно наблюдать за цепочкой создания духов: получение и обработка сырья, работа над формулой аромата, его создание, производство и продажа. Легко и удобно.
Так же каждый год на обучение набиралось около десяти учеников-интернов. По окончании обучения большая их часть пополняла ряды парфюмеров.
Однако, само обучение было не таким простым, как может казаться на первый взгляд. Для начала, на протяжении четырех месяцев изучался каждый компонент из 400 видов парфюмерного сырья. Да еще и необходимо было научиться классифицировать их на разнообразные запахи: пудровые, фруктовые, незрелые, зеленые…. После этого этапа начиналось штудирование химических свойств этих веществ - как они меняются, за какое время улетучиваются, сколько хранятся, изучались начальные, сердечные и базовые ноты. Каждый день для стажеров проводились эксперименты, с помощью которых можно было наглядно изучать, сколько времени ощущается тот или иной запах.

С этими базовыми знаниями ученикам азрешалось браться за пробное составление композиций, для пробы смешивать натуральные и синтетические компоненты. Потом каждый стажер учился самостоятельно создавать и имитировать парфюмы. Этот этап оказывался самым сложным, поскольку было необходимо, чтобы созданный аромат был абсолютно идентичным оригинальной версии. Этот труд требовал много терпения, настойчивости и естественно тонкого обоняния.
Также важным моментом обучения являлось овладение профессиональной парфюмерной лексикой с ее образными выражениями.
… Когда в начале 50-х годов прошлого века в парфюмерной промышленности произошло множество изменений - как в технике, так и в химическом составе, к подготовке парфюмеров стали предъявлять требования посерьезнее. Ведь в состав ароматов начало входить все больше и больше синтетических веществ, которые постепенно вытесняли натуральные компоненты.
Популярность синтетических веществ росла, чему способствовали быстро меняющиеся требования рынка, который искал более дешевую продукцию в разнообразном ассортименте. Синтетика как раз и помогала прилично удешевлять стоимость ароматов, а увеличение спроса на парфюмы требовало большее количество парфюмеров.
Соответственно возникла необходимость в создании нескольких парфюмерных школ, акцент на изучение в которых сосредоточился на химии и знании техники. Поэтому необходимы были основательные знания парфюмерии, и на обучение стали принимать только тех, у кого присутствовал диплом химика.
К тому же, с началом изменений в парфюмерной промышленности Грасса, сектора по исследованию, созданию и производству ароматов более не находились на одном предприятии. Из-за этого стажеры уже не могли присутствовать при полном цикле создания парфюма: от изобретения до разлива аромата во флаконы. Поэтому необходимы были специализированные парфюмерные школы, в которых производилось бы теоретическое обучение. И только после него ученики стажировались профессионально - в парфюмерных компаниях.
Поэтому в 1970 году с помощью знаменитого Жан-Жака Герлена в Версале была создана Международная высшая школа духов, спустя 14 лет переименованная в Международную высшую школу парфюмерии, косметики и пищевых ароматов. Во многих аспектах она изменила методику и подход к обучению искусству парфюмерии.

Новые веяния
В наше время, чтобы поступить в школу парфюмерии, необходимо быть бакалавром и иметь диплом химика. Затем, после того, как парфюмерная компания заключит с будущим стажером контракт на обучение, с ним проводится личная беседа.
После принятия на учебу, на протяжении двух или трех лет (зависимо от школы) будущий парфюмер изучает сырье, статистику, информатику, сенсорную психофизиологию, обонятельные навыки, воспроизведение ароматических основ, бактериологический контроль, историю искусств и парфюмерии, экономику, маркетинг…
Когда у будущего парфюмера на руках будет диплом, он уже может поступать на практику в парфюмерную компанию. Где после как минимум трехлетней стажировки только лучших из лучших зачислят на работу как младших парфюмеров. Причем, в каждому из новичков прикрепляется парфюмер-учитель.
Младшие парфюмеры проходят стажировку в разных секторах производства. Это делается для того, чтобы их знания были более разнообразными и информативными. Когда младший парфюмер получает статус создателя ароматов, он поступает на работу в один из секторов предприятия, на котором обучался. А титул парфюмера- создателя будет получен им только спустя несколько лет.
Сегодняшний способ обучения более длителен по сравнению с временами царствования Грасса. Если раньше полный цикл обучения зависел от талантливости стажера и длился в среднем 5-10 лет, то на сегодня только спустя восемь лет молодому парфюмеру начнут передавать тайные знания и навыки составления ароматов.
В наше время, несмотря на довольно жесткий отбор претендентов на обучение (только 18 человек из 150 принимают в школу) молодежи легче попасть на парфюмерное поприще, чем раньше. Однако, в наши дни парфюмерам остается не слишком много простора для фантазии, поскольку нередко их ограничивают рамки бюджета.
Кстати, благодаря созданию парфюмерных школ, путь в волшебный мир парфюмерии открылся представительницам прекрасной половины человечества. К сожалению, раньше женщин в ароматной индустрии не было. Скорее всего, из-за того, что одним из требований к приему на учебу была хорошая физическая подготовка - ведь нужно было перекатывать бочки или мешать сырье в громадных чанах. И даже в пятидесятых для того, чтобы стать парфюмером, необходимо было иметь диплом химика. А в те времена мало кто из женщин хотел учить этот сложный предмет.
Так что, если ранее женщин-парфюмеров были единицы (одна из них Жермена Селлье, создавшая в пятидесятых «Бандита» для Пигуе, и «Месье Бальмен» для Бальмена), то в наше время женщин в школах даже больше, чем мужчин. А выпуски состоят почти только из них.