«Нота розы, с которой я работал, виделась мне чересчур розовой» (Фредерик Малль о создании аромата Portrait of a Lady )
И я абсолютно уверена, что завсегдатаи Кремчика прекрасно понимают, о чем говорил маэстро. Что уж греха таить: мы и сами в одних ароматах распознаем «жирную бордовую» розу, а в других - «бледно-розовую чайную» (кстати, в Portrait of a Lady к той самой «чересчур розовой» ноте Фредерик Малль и Доминик Ропион договорились добавить ноту черной смородины, чтобы «вырастить» цветок глубокого пурпурного оттенка).

И что же получается, дорогие колежанки? А получается, что некоторые запахи для нас «окрашены» в определенные цвета; то есть при их вдыхании рождаются соответствующие ольфакторно-цветовые ассоциации. Причем такие ассоциации могут быть как сугубо индивидуальными, так и общими для значительного количества людей. Почему так происходит? Как минимум по трем причинам.
Наши индивидуальные ольфакторно-цветовые ассоциации зависят от личного опыта, когда в ярком воспоминании о каком-то моменте из прошлого прочно переплетаются цвет и запах.
Для меня, например, аромат варенья из лепестков розы навсегда неразрывно связан с изжелта-коричневым цветом йода; и все из-за тяжелого детского стоматита (просто мама смазывала мне ранки во рту раствором Люголя, а потом давала рассосать ложечку розового варенья; Люголь практически не пах, но оставлял противные пятна, а варенье пахло просто умопомрачительно, но его цвет вообще не запомнился).

Однако у некоторых людей ассоциации «запах - цвет» хотя и сугубо индивидуальны, но абсолютно никак не связаны с их личным опытом. Эти люди — синестеты (греч. συναίσθηση = σύν «вместе» + αἴσθησις «ощущение»), и таких насчитывается всего-то порядка 4% среди населения Земли.
«Синестезия - единство восприятия, при котором раздражение одного органа чувств непроизвольно и последовательно вызывает реакцию другого. Выделяют до 70 различных видов синестезии - от ощущения вкуса времени до различения запахов симфонической музыки» (источник)

И, кстати, ольфакторно-цветовая синестезия — одна из наиболее часто встречающихся.
А теперь мы вплотную подобрались к ольфакторно-цветовым ассоциациям, общим для значительного количества людей. Да, такое бывает, и, кстати, встречается очень часто (помните «жирную бордовую» розу и «бледно-розовую чайную»? Ну камон, девушки, мы же практически все были в этом замечены ) и даже называется псевдосинестезией.
Такие ассоциации - штука довольно обычная и зависящая от простых и привычных вещей. Например, от того, какого цвета хорошо знакомый нам источник определенного аромата: кислые ягоды — красные, свежая трава — зеленая, морская вода — голубая. А роза… Ну, розы бывают разные, но все они - привычны и хорошо известны и по цвету, и по аромату.
Именно так и возникают устойчивые параллели «аромат — цвет» в этом случае.

И, кстати, псевдосинестезию можно тренировать и развивать в себе независимо от врожденных способностей.
А вот не самый бесспорный материал: некоторые источники, основываясь на псевдосинестезии, делят все ароматы на семь цветовых групп:
- цветочные — розовый цвет, нежный и изящный (спасибо розе - самой, пожалуй, выразительной представительнице группы);
- цитрусовые — желто-оранжевый цвет (тут, думаю, вопросов нет), свежий и бодрящий;
- амбровые — красный цвет, волнующий и пряный (хотя лично для меня амбра скорее золотисто-бежевая);
- шипровые — зеленый цвет (вот тут абсолютно согласна, а вы?);
- древесные — фиолетовый цвет (серьезно???), «страстный красный и мудрый синий»;
- кожаные — коричневый цвет, «отголоски дыма, табака, сгоревшего дерева, но в сочетании с цветочными нотками» (ну… пожалуй, да: цвет молочного — не черного! - шоколада, как по мне);
- фужерные — голубой цвет, за который отвечают голубая мята и лаванда. Обожемой, как же красиво это звучит, разве нет?

Что ж, теперь самое время поговорить о названии статьи. Да, я очень люблю поэзию Блока и считаю его откровенно (и несправедливо) недооцененным. Но на этот раз дело в другом.
Видите ли, когда я читаю строку, вынесенную в заголовок этого текста, я абсолютно четко ощущаю аромат Sadanne Slumberhouse. Точнее, аромат этого парфюма после нескольких первых минут клубничного безумия, которому больше соответствует вот такое изображение

Со временем клубничные страсти стихают, и чуть горчащая черная роза занимает свое заслуженное место в бокале белого шампанского вина...
И — нет, я не знаю, случается ли подобное с кем-то еще. И не стану спрашивать об этом вас, поскольку вы не любите отвечать на вопросы Но буду очень, очень признательна всем, кто решится рассказать о своем опыте.