Знаете, как по мне, привычные нам и любимые многими (и мною, что уж греха таить) арабские парфюмы — они о роскоши и томной неге, о мерцании драгоценных камней и вычурности золотых браслетов, об освежающей сладости шербета и дурманящем аромате редких благовоний ценой в караван верблюдов (а еще — самую малость — о запахе нефти, первоклассных отелей, люксовых бутиков и мишленовских ресторанов; я очень циничная, да). Это — богатый и дорогой Ближний Восток, аккуратно разлитый по флакончикам, каждый из которых — самостоятельное произведение искусства. Лакшери в изначальном смысле этого слова. Тысяча и одна ночь арабского шейха глазами парфюмера Шахерезады.

Нам хорошо знаком парфюмерный Ближний Восток из разряда «дорого - богато»
Увы, не всего Ближнего Востока коснулось благословение нефтью. Есть там и совсем другой мир: трудно выживающий на бесплодной земле под адово-жестоким солнцем, достойно существующий только благодаря тяжелому и упорному ежедневному труду, вынужденный постоянно что-то преодолевать и с чем-то бороться ради самой возможности выживать…
Другая жизнь — другие песни. И совсем другие парфюмы — о цветущей в сезон дождей пустыне и головокружительном аромате ее недолгого разнотравья, об упоительной свежести ручейков-однодневок и ценности каждой пресной капли, об удушающем жаре хамсина (после которого любой зной уже не кажется таким уж знойным) и об удивительных историях - древних, как сама эта земля.

Пусть бы все были здоровы, богаты, счастливы и жили на проценты с банковских вкладов, но — увы - существует совсем другой Восток
Вот ведь как интересно бывает: очень многие (я абсолютно уверена) знают и любят израильскую уходовую косметику (с минералами Мертвого моря, как минимум), но многие ли знакомы с израильской парфюмерией? Ой, что-то мне активно подсказывают голоса, что совсем даже немногие. А она, тем не менее, вполне заслуживает вашего внимания.
Вот только, чтобы лучше понять ароматы Святой земли, нужно кое-что знать о людях, которые ее населяют. Дело в том, что израильтяне считают Ветхий Завет... частью своей официальной истории. Да, я понимаю как странновато на наш славянско-православный взгляд это звучит (сама выпала в осадок, когда впервые с таким столкнулась), но это чистая правда.
То есть вот это - самую малость адаптированное библейское - «возвращаясь в Ханаан после службы у Лавана и переправившись через реку Яббок, Иаков встретил некоего незнакомца. После борьбы между ними незнакомец открыл Иакову, что он — ангел, посланец Божий, и дал ему [Иакову] имя Исраэль (Израиль), что значит «боровшийся с Богом». Поэтому потомки Иакова стали зваться сынами Израиля» - это материал из школьной программы по истории еврейского народа... Без комментариев. Ибо еврейских корней у меня нет, а потому нет и достаточных знаний, и права что-либо комментировать (я так считаю, да).

Александр Луи Лелуа - Иаков борется с Ангелом, 1865, холст, масло
Тем не менее, это важно, поскольку объясняет приверженность некоторых израильских парфюмеров исключительно библейским темам.
EIN GEDI
Среди Иудейской пустыни, в нескольких километрах от Мертвого моря, находится оазис Эйн Геди, известный с древних времен. Сейчас там расположен процветающий кибуц, а еще — именно там рождаются ароматы одноименного бренда.
Израильская парфюмерная марка EIN GEDI выпускает парфюмы и парфюмированные масла для помазания (часто принимаемые туристами за масляные парфюмы), посвященные известным библейским местам и личностям: самому Эйн Геди, Иерусалиму, царям Соломону и Давиду, царице Савской... И, разумеется, в основе любого аромата лежит библейская история. Например, такая.
«Около 3000 лет назад царица Савская — правительница легендарного царства Сава (Шеба) - прибыла в Иерусалим, чтобы «испытать мудрость и славу царя Соломона загадками». Она привезла с собой множество драгоценных даров, в том числе - побеги хурмы, которые были пересажены в пышном оазисе Эйн Геди на берегу Мертвого моря. Именно из этого растения извлекли эссенцию, послужившую основой наиболее востребованных в древнем мире духов. Сегодня парфюмеры Эйн Геди восстановили легендарный запах, основанный на вытяжках из девяноста растений, и воспроизвели в Essence of Jerusalem for women всю суть Иерусалима».

Парфюмеры EIN GEDI, как говорят, воссоздали в парфюме Essence of Jerusalem for women аромат, которому около трех тысяч лет
- Тип аромата: для женщин
- Верхние ноты: бергамот, базилик, лимон;
- Средние ноты: жасмин, иланг-иланг, роза;
- Базовые ноты: кедр, мускус, гальбанум;
- Субъективное впечатление: главное помнить, что это аромат, созданный в жару и для жары; густой, тягучий, смолянисто-мускусный и очень, очень томный; просто не представляю, как бы он звучал в холода.
Впрочем, за скобками этой истории осталось еще кое-что: абсолютно незапланированная и такая человеческая любовь между двумя библейскими персонажами, в результате которой на свет появился Байна-Лехкем - будущий царь Эфиопии.
И пусть Соломонова «Песнь песней» - самая неоднозначная и вполне себе греховная часть библейских текстов - была посвящена вовсе не царице Савской, та, как мне кажется, имела полное право процитировать: «Милый мой лучше десяти тысяч других, голова его — чистое золото, волосы его волнистые, черные, как ворон. Уста его — сладость, и весь он — желание. Вот кто возлюбленный мой, вот кто брат мой, дочери иерусалимские!... Положи меня, как печать, на сердце твоем, как печать, на мышце твоей: потому что крепка, как смерть, любовь, жестока, как смерть, ревность: стрелы ее — стрелы огненные».

Тинторетто - Соломон и царица Савская, ок.1555
Что ж, как по мне, парфюм Songs of Solomon от Ein Gedi вполне отвечает своему названию.
- Тип аромата: для женщин
- Верхние ноты: имбирь, кардамон, мандарин;
- Средние ноты: роза, гвоздика (пряность), иланг-иланг, мускатный орех;
- Базовые ноты: белый кедр, уд, ладан, пачули, ваниль, мускус;
- Субъективное впечатление: абсолютно медитативная вещь - «просто закрой глаза» *напевает на мотив старой рекламной песенки про «просто добавь воды»*; аромат разогретой солнцем хвои с ярким подтоном тархуна смягчен сливочностью иланга и пикантной сладостью некондитерской ванили. И чуть мускуса… И ладан… И не влюбиться в это совершенно невозможно, знаете ли…

Songs of Solomon от Ein Gedi — парфюмерная история о человеческой любви, для которой нашлось место в Библии
Я давно не была в Киеве, к горчайшему моему сожалению. Говорят, в ЦУМе теперь есть корнер Zielinski & Rozen. И это прекрасно, как мне кажется. Сама я познакомилась с брендом совершенно случайно, во время очередного ознакомительного забега по Тель-Авиву (да, когда у тебя ограничено время на знакомство со страной, любой день грозит превратиться в такой забег).
Хвала Всевышнему - семейный парфюмерный бизнес, основанный где-то в лабиринте улочек старого Яффо еще в 1905 году, за все это время не перерос в промышленного монстра и сумел сохранить свою неповторимость. Сейчас дело возглавляет потомственный парфюмер Эрез Розен (который, кстати, был вполне доволен двумя своими Тель-Авивскими магазинчиками и вовсе не стремился выйти на международный рынок — пока настойчиво не пригласили).
«Философия бренда — в лаконичности, минимализме. Я родом из Яффо, и я не пытаюсь стать тем, кем я не являюсь. Концепция в том, чтобы делать продукт из того, что у меня есть, ничего не выдумывая. Отсюда дизайн флаконов — они выглядят максимально просто. И для названия марки тоже не пришлось ничего изобретать: Zielinski — фамилия моей матери (польки по происхождению), а Rozen — фамилия отца (еврея)», - говорит Эрез Розен.

Парфюмы Zielinski & Rozen родились в лабиринтах старого Яффо
И вот что важно: каждый подписанный вручную флакон Zielinski & Rozen (как и его содержимое) никогда не совпадает со своими «тезками» на 100% - такова особенность «штучного» производства. Но абсолютно каждый парфюм бренда вызывает у любого покупателя индивидуальные ассоциации и устойчивую эмоциональную привязанность.
А сейчас будет очень личное. Готовы? Расскажу, как этим конкретным израильтянам удалось поймать в ловушку именно меня: используя в каждом своем аромате от тридцати до шестидесяти натуральных душистых ингредиентов, бренд неизменно создает парфюмы с классическим раскрытием по схеме «верха-сердце-база». Причем для каждого из трех этапов заявлена только одна (!) нота. Так, например, в Orange & Jasmine, Vanilla (моя любовь) поочередно звучат яркий сладкий апельсин, легкий акварельный жасмин и плотная чувственная ваниль — и это при тридцати с лишним абсолютно разнообразных формирующих аромат ингредиентах. Вот как???

Ароматы Zielinski & Rozen гораздо сложнее, чем кажутся на первый взгляд
И не буду делать вид, что на меня не произвело впечатления описание аромата от бренда: «Для обольстительных натур, элегантных и уверенных в себе, сколь притягательных, столь и неприступных. Они своенравны и мудры, цена этой мудрости - опыт, который закалил их. Но они не жалеют ни о чем. В них есть вызов и скрытая страсть. Они не стараются понравиться, но умеют очаровывать. Сильные, они не маскируют собственные несовершенства и не загоняют себя в рамки. Они пробуждают ответную искру, поэзию и спонтанность. Умеют играть, флиртовать, сумасбродствовать, но не переигрывают. Их ежедневная роскошь - искусство быть собой». Ну реально льстит, разве нет? :) А уж сколько в этом правды :)
На самом деле, у меня сложное отношение к Израилю. Это определенно не та страна, где я хотела бы жить, да. Но это именно то место, которое внушает мне глубокое уважение и искреннее восхищение.
Трудолюбие израильтян потрясает — одни только роскошные финиковые рощи посреди выжженной пустыни чего стоят. Рощи, где каждая (!) пальма поливается из отдельной трубочки капельно грунтовыми водами (залегающими на черт знает какой глубине) до момента, когда подросшее дерево достанет корнями до водоносного слоя (и вся зелень практически во всех городах орошается точно так же — каждое дерево и каждый куст, да).
Тут снимают по пять урожаев красивенных разноцветных помидорчиков черри в год - и экспортируют их во все страны Европы, в ОАЭ, Японию, Финляндию, США и Латинскую Америку. При том, что 2/3 страны занимают три пустыни - Негев, Арава и Иудейская. Чтобы вы понимали: площадь ВСЕХ сельскохозяйственных земель в Израиле в 2, 5 раза меньше, чем земли одного (правда, крупнейшего) украинского агрохолдинга UkrLandFarming.
А какие вина делают из винограда, выращенного на склонах горы Кармель! Эти вина закупают, в основном, Франция (!), Великобритания, Нидерланды и Канада.
А видели бы вы холеных израильских коров, которых по определению негде выпасать...

Превратить пустыню в оазис, комфортный для жизни, возможно только упорным и очень тяжелым трудом (если, конечно, у тебя нет нефти)
А еще Мертвое море, Средиземное море, Красное море… Заснеженная вершина горы Хермон (да, в Израиле вполне можно покататься на лыжах) и Бахайские сады… Дворец царя Ирода и римские амфитеатры… Вифлеем, Назарет, Голгофа, Галилейское море… Узкие улочки древнего Яффо, крепости крестоносцев и лазарет Наполеоновских войск…
Знаете, это потрясающее ощущение многовековой истории, сгустившейся вокруг тебя, не сможет передать ни одно фото и ни одно видео. Но вот парфюм, рожденный здесь... Парфюм, который о цветущей в сезон дождей пустыне и об удивительных историях - древних, как сама эта земля... Такой парфюм — сможет. Правда.
При написании статьи были использованы материалы сайтов:
https://www.eingedi.net
https://zielinskiandrozen.com.ua