Тема совсем не нова, но, видимо, её время пришло, и в первую очередь для меня самой. Слишком часто я натыкаюсь на острые углы гендерного вопроса в парфюмерии (от недавнего обсуждения на парфюмерном форуме до обращенного моей подруге замечания от начальницы "От Вас пахнет слишком по-мужски").
Давайте поговорим о делении парфюмерии на мужскую, женскую, унисекс, и зачем это нужно.

Многие наверное думают, что гендерная черта в парфюмерии начала стираться последние десять, а то и двадцать лет (всё время забываю, что 90-е закончились 20 лет назад 😅), когда люди отказались от традиционной бинарности полов, перестали мыслить шаблонами мальчик/девочка, и появилось понятие трансгендерности.
🤔🤔🤔Кстати, "гендер" и "пол" не равнозначны. Пол - это понятие исключительно биологическое и включает в себя анатомические и физиологические различия. Гендер же различает по психическим (эмоциональным), социальным, культурным аспектам. Если утрировать, то пол - это то, кем ты родился, а гендер, - в свою очередь, кем ты стал в разрезе личной идентификации (но в этой статье я не буду их принципиально разделять).
На сегодняшний день существует около 300 гендеров. Кроме мальчиков и девочек (не в соответствии с биологическим полом, а внутренне, по ощущениям), есть агендеры (не ассоциируют себя с гендером совсем, что не означает бесполость), бигендеры (в разное время могут ощущать себя то мужчиной, то женщиной), андрогинусы (одновременно чувствуют себя и женщиной и мужчиной), а также множество других.

Под все гендеры парфюмерной индустрии точно не подстроиться 🧐
На самом деле исторически у парфюмов пола не было. В древней Греции мужчины выбирали ароматы роз и лилий, а женщины - мирры и майорана. Предпочтение тех или иных нот было обусловлено социальным статусом человека. Об этом свидетельствуют записи древнегреческого философа Теофраста в его труде "О запахах".

А в эпоху Возрождения, когда полноценные ванные процедуры были почти роскошью и, самое главное, редкостью, а одежда - многослойной и безбожно парила (чего только стоят женские корсеты и мужские парики) позволить себе благоухать могли лишь состоятельные слои общества. На выбор парфюма влиял отнюдь на пол, а платёжеспособность и личный вкус. Дабы скрыть телесные запахи, духи выбирали "покрепче". Предпочтения отдавались ярким и стойким нотам: роза, мускус, цибетин, амбра, пряности, лаванда.

Кроме того духи использовали для ароматизации перчаток, которые тоже могли позволить себе лишь богатые люди, так как перчатки изготовлялись из натуральной кожи, и процесс это был очень тонкий и трудоёмкий.
Короче говоря, до 20 века в ароматном мире царил большей мерой унисекс. Я говорю большей мерой, поскольку, читая историю создания прекрасного Guerlain Jicky, я встретила упоминание о том, что это "первый унисекс", то есть до него разделение по половому признаку всё же существовало? Явных свидетельств этому я не нашла, но буду признательна знающим читателям, которые поделятся информацией в комментариях🤗
Разделяй и властвуй!
Авторство создания первых парных разнополых ароматов принадлежит Жаку Герлену. В 1904 году он в качестве свадебного подарка молодой паре друзей создал парфюмерный набор - Guerlain Mouchoir de Monsieur ("Платок джентльмена") для него и
Guerlain Voilette de Madame ("Маленькая женская вуаль") для неё в одинаковых эксклюзивных флаконах-раковинах от Baccarat.

Но настоящее благо от чёткого разделения парфюмов на мужские и женские в 60-х годах прошлого века познала Эсти Лаудер. Она выпустила ароматы Aramis (мужской) и Azuree (женский), которые имели схожее звучание с разницей лишь в цветочных составляющих и "центре тяжести", но покупались мужчинами и женщинами в соответствии с инструкцией на флаконах - колонь для него и парфюм для неё. В послевоенное время парфюмерия вообще была излишней роскошью. Духами пользовалась в основном прекрасная половина человечества, мужчины же использовали лишь одеколоны после бритья, а то и совсем отказывали себе в ароматном удовольствии. По сути, Эсти приобщила нерадивых американских мужчин к прекрасному миру парфюмерии, просто поместив привычное "Cologne" на бутылочку, всё равно же все мужчины бреются, да? Таким образом, маркетинговый ход сработал и началась эра гендерного деления духов.

Реклама - двигатель продаж. Что именно нам пытаются продавать с помощью рекламы? Образы. В случае с парфюмерией - образ, который тот или иной парфюм может создать. И вот тут очень удобно делить ароматы на мужские и женские с целью создания облика определённому парфюму посредством, например, дизайна флакона, рекламного слогана.

Согласитесь, объективных критериев мужественности и женственности ароматов просто не существует. Запах по определению не может быть женским или мужским. Гендерная принадлежность тех или иных нот исключительно субъективна, зависит от массы условностей, очень неустойчива и постоянно меняется.
Ранее женщины носили шипровые композиции, а мужчины — прозрачные одеколоны. Позже шипровые мотивы перешли в мужскую категорию, а женская приветствовала свежие, нежно-цветочные ароматы. В 80-х сильный пол снова вернулся к свежакам, а дамы носили яркие восточные ароматы. Ещё через 10 лет в свежесть окунулась женская половина, а мужчины начали осваивать восток. Мы носим практически одно и то же, но в разное время, это просто мода.
Кто-то может возразить о химии кожи, но постойте, неужели у всех женщин она одинаковая? Или у всех мужчин? Химия кожи разная не у мужчин и женщин, а у всех и каждого 🤓 Не просто так некоторые унисексы раскрываются на мне "маскулинно" - это же не значит, что я более мужчина, чем моя подруга, на которой аромат сел нежнее, менее плотно и грубо, более "по-девчачьи".
Женственное и мужественное звучание аромата - тоже та ещё субъективная штука. Вероятность угадать, к какому гендеру профессиональный "нос" отнёс парфюм после его создания, удаётся очень немногим, даже другим профессиональным "носам". Достаточно вспомнить слепые затесты. Так что никто и никогда не догадается, мужские на вас духи или женские, если вы при этом не повесите флакон себе на шею (или не завернетесь в рекламный постер 🤩).

Поэтому очень удобно продавать парфюмы не как нотную пирамиду, а как мужественность - мужчинам, а женственность - женщинам. Но что такое эта мужественность? Судя по рекламным плакатам и роликам - это спортивность, стиль, сексуальная привлекательность. А женственность? Да всё та же привлекательность и соблазнительность, только в розовых (условно) флаконах 🙄
Впрочем, это практически не касается нишевых брендов - у них унисексов всегда было с лихвой, никто особо не заморачивался делением по гендеру, в маркетинговые игрушки не играл, и на спрос не жаловался, хотя стоимость нишевых парфюмов порядком выше люкса.
Появление первого унисекса нашей современности в 1994 году - Calvin Klein CK One было тоже ничем иным как маркетинговым ходом! В то время в моду вошла андрогинность, и Calvin Klein первыми отреагировали на эти новые веяния.

Сегодня многие уже говорят о том, что в скором будущем нас ждёт тотальный унисекс и больше не придется искать "свой" отдел в парфюмерном магазине. Честно сказать, я пока не очень в это верю. Эксплуатировать гендерные роли в парфюмерной индустрии будут ровно столько, сколько это продолжит работать и приносить прибыль. А пока это работает.
🤔🤔🤔Кстати, коль уж разделять понятия пола и гендера, то у парфюмерии скорее есть гендер, вот только для каждого благоухающего он разный! Ведь если простодушно задаться вопросом, существуют ли приятные и неприятные запахи (вообще, не только парфюмерные), то ответ не будет однозначным. Эмоциональное восприятие того или иного аромата полной мерой зависит от культуры, традиций, национальности, воспитания и даже самого обонятельного момента (например, запах машинного масла не будет Вас пугать в гараже или мастерской, но точно напряжет на кухне).
Так или иначе, объективной оценки аромата нет и быть не может. Поэтому для кого-то унисексовый аромат будет мужским, для другого - женским, а для третьего - унисексовым, и не потому, что так написано на флаконе.
Мой персональный итог.
И вот сейчас я скажу кое-что странное🙈 Не смотря на то, что все мы понимаем, насколько притянуто за уши деление парфюмов по половому признаку с точки зрения как идентификации ароматов (композиций и отдельных нот), так и приоритета вкуса, настроения, повода над гендером при выборе парфюма, по моему сугубо личному мнению деление на женское и мужское всё же нужно. Потому что это тоже часть процесса парфюмерного поиска, некоторые маркеры и ориентиры на пути к вожделенному. При этом существование наравне унисекс ароматов дополняет картину полностью, делает её завершенной.
Только не нужно поддаваться стереотипам и запрещать себе пробовать что-то новенькое, прописанное создателями представителям противоположного пола. Пусть многих из нас с детства одевали в определённые цвета, навязывали соответствующую манеру поведения ("как ты себя ведёшь, ты же девочка!", "терпи, будь мужчиной!"), но вот мы выросли и оказались в чудесном мире парфюмерии без реальных границ, где царит только дело вкуса. Но как же ценен и неповторим тот момент, когда я впервые решила попробовать на себе мужской аромат, и ахнула, насколько он хорош на мне! Или когда выпросила у молодого человека флакон его мужицкого свежака😬 Не стоит лишать себя таких незабываемых мгновений расширения ольфакторных границ. Пусть нам будет что пересекать и расширать🙌
А Вы что думаете?

Искренне благодарю за чтение и желаю Вам много ярких ароматных встреч, богатого опыта и широкого парфюмерного мировоззрения.
В статье использовалтись материалы:
http://www.greeknotes.ru/
http://www.aromablog.ru/
https://www.sciencedirect.com/