Ох уж и понесло меня в эти дебри: масла, ванны, благовония и смрады разного рода. Не как не остановиться. Задавшись целью можно найти много увлекательного. И вновь натолкнулась на некие интересные факты, мягко говоря - шокирующие, о которых, ну просто чесались руки, чтобы упомянуть, и в очередной раз пообщаться и услышать разного рода мнения.
Амур, умерь слепящее сияньеДвух дивных глаз, ниспосланных тобой.Они сулят то хлад, то летний зной, Но нет в них малой капли состраданья.Едва познал я их очарованье, Как потерял свободу и покой.Ни ветер с гор и ни морской прибойНе справятся с огнём мне в наказанье.Готов безропотно сносить твой гнётИ жить рабом, закованным цепями, А их лишиться — равносильно смерти.Мои страдания любой поймёт, Кто был не в силах управлять страстямиИ жертвой стал любовной круговерти.
Рафаэль
Увы и ах, в воспеваемых эпохах Возрождения и Ренессанса, которые нам подарили таких художников, как Рафаэль, Леонардо да Винчи, Тициан и других мастеров, благоухание желало лучшего. Все это было следствием гнета Католической церкви, обосновываясь на том, что нагота - это грех. Еще с времен Античного мира, баньки и разного рода гигиенические процедуры, были главным удовольствием, достаточно вспомнить знаменитые римские термы. Христиане первым делом, придя к власти, закрыли все бани. Причиной этого, также было и то, что горячие ванны были дорогим «удовольствием» - дрова стоили дорого, даже Святой Инквизиции с трудом хватало, - иногда излюбленные сожжение приходилось заменять четвертованием, а позже - колесованием. Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть с себя "святую" воду, к которой прикоснулся при крещении. Странен также факт, что несмотря на то, что нагота была греховна, изображение людей - иногда были излишне открыты и вычурны.
Несколько прискорбных коллапсов.
Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза - при рождении и в день свадьбы. Дочь одного из французских королей погибла от вшивости. Папа Климент V погибает от дизентерии, а Папа Климент VII мучительно умирает от чесотки (как и Король Филипп II). Герцог Норфолк отказывался мыться из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли. Русские послы при дворе французского короля Людовика XIV писали, что их величество "смердит аки дикий зверь". Средневековая Европа считала славян варварами, как собственно и всегда. Однако в этот период истории Россия оказалась самой цивилизованной страной. В необъятной Руси проблем с дровами не было, поэтому бани всегда оставались в моде. Раз в месяц попариться от души, а затем окунуться в ледяной пруд - для русского человека это норма, а вот для европейца большой кошмар. Когда дочь Ярослава Мудрого выдали замуж за короля Франции, при дворе ее считали дикаркой из-за того, что она умела читать, часто мылась и чистила зубы. Если в ХV - ХVI веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в ХVII - ХVIII веках они вообще перестали принимать ванну. Правда, иногда приходилось ею все же пользоваться - но только в лечебных целях. К процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму. Французский король Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни - и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры. В итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще. Грязь и вши считались особыми признаками святости. Монахи и монашки подавали остальным христианам соответствующий пример служения Господу (не все, а только некоторых орденов). На чистоту смотрели с отвращением. Вшей называли "Божьими жемчужинами" и считали признаком святости. Святые, как мужского, так и женского пола, обычно кичились тем, что вода никогда не касалась их ног, за исключением тех случаев, когда им приходилось переходить вброд реки.
Важным изобретением того времени стали духи - они появились на свет именно как реакция на отсутствие бань. Первоначальная задача знаменитой французской аромат заглушал зловоние от тел и одежд. Первоначально эти "пахучие смеси" были вполне естественными. Дамы европейского средневековья, зная о возбуждающем действии естественного запаха тела, мазали своими соками (выделениями), как духами, участки кожи за ушами и на шее, чтобы привлечь внимание желанного объекта.
Туалет в "продвинутом" Европейском замке - это выброс фекалий под окна.
С приходом христианства будущие поколения европейцев забыли о туалетах со смывом на полторы тысячи лет, повернувшись лицом к ночным вазам. Роль забытой канализации выполняли канавки на улицах, где струились зловонные ручьи помоев.Забывшие об античных благах цивилизации люди справляли теперь нужду где придется, например, на парадной лестнице дворца или замка. Французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок из-за того, что в старом буквально нечем было дышать. Ночные горшки стояли под кроватями дни и ночи напролет.После того, как французский король Людовик IX (ХIII в.) был облит фикалиями из окна, жителям Парижа было разрешено удалять бытовые отходы через окно, лишь трижды предварительно крикнув: "Берегись!". Представляю себе картину, в милом платьице, с собачкой под юбкой, еле передвигаясь, и тут кто-то кричит трижды «Берегись», и ты не можешь сообразить с какого окна доносится предупреждение, и в панике мечешься от одного угла к другому…
Примерно в 17 веке для защиты голов от фекалий были придуманы широкополые шляпы.
Изначально реверанс имел своей целью всего лишь убрать вонючую шляпу подальше от чувствительного носа дамы.
В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При "нужде" гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили "ночные вазы", содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца. То же творилось и в Версале, например во время Людовика XIV, быт при котором хорошо известен благодаря мемуарам герцога де Сен Симона. Придворные дамы Версальского дворца, прямо посреди разговора (а иногда даже и во время мессы в капелле или соборе), вставали и непринужденно так, в уголочке, справляли малую (и не очень) нужду. Стены замков оборудовались тяжелыми портьерами, в коридорах делались глухие ниши. Но не проще ли было оборудовать какие-нибудь туалеты во дворе или просто бегать в парк? Нет, такое даже в голову никому не приходило, ибо на страже Традиции стояла ...диарея /понос/. Беспощадная, неумолимая, способная застигнуть врасплох кого угодно и где угодно. При соответствующем качестве средневековой пищи понос был перманентным.
Когда в следующий раз, вы увидите в худ.фильме, как кавалер кидает плащ на землю, дабы дама беззаботна прошла, то помните: вполне вероятно, что он прикрывает вовсе не лужу.Французский рыцарь XIV-XV вв, по данным европейских археологов, выглядел следующим образом: средний рост этого средневекового "сердцееда" редко превышал один метр шестьдесят (с небольшим) сантиметров (население тогда вообще было низкорослым). Небритое и немытое лицо этого "красавца" было обезображено оспой (ею тогда в Европе болели практически все). Под рыцарским шлемом, в свалявшихся грязных волосах аристократа, и в складках его одежды во множестве копошились вши и блохи.Изо рта рыцаря так сильно пахло, что для современных дам было бы ужасным испытанием не только целоваться с ним, но даже стоять рядом (увы, зубы тогда никто не чистил). А ели средневековые рыцари все подряд, запивая все это кислым пивом и закусывая чесноком - для дезинфекции. Кроме того, во время очередного похода рыцарь сутками был закован в латы, которые он при всем своем желании не мог снять без посторонней помощи. Процедура надевания и снимания лат по времени занимала около часа, а иногда и дольше. Разумеется, всю свою нужду благородный рыцарь справлял... прямо в латы. В более продвинутых моделях доспехах можно найти специальную крышку, до которой тоже так просто не дотянуться, поэтому на помощь приходит верный оруженосец. Некоторые историки были удивлены, почему солдаты Саллах-ад-Дина так легко находили христианские лагеря. Ответ пришел очень скоро - по запаху...
В Испании в средние века женщины, чтобы не завелись вши, часто натирали волосы чесноком.
Чтобы выглядеть томно-бледной, дамы пили уксус. Собачки, кроме работы живыми блохоловками, еще одним способом пособничали дамской красоте: в средневековье собачьей мочой обесцвечивали волосы. Сифилис ХVII -XVIII веков стал законодателем мод. Гезер писал, что из-за сифилиса исчезала всяческая растительность на голове и лице. И вот кавалеры, дабы показать дамам, что они вполне безопасны и ничем таким не страдают, стали отращивать длиннющие волосы и усы. Методы борьбы с блохами были пассивными, как например палочки-чесалочки. Знать с насекомыми борется по своему - во время обедов Людовика XIV в Версале и Лувре присутствует специальный паж для ловли блох короля (лучше обезьян бы заводили, они ловкие и умелые). Состоятельные дамы, чтобы не разводить "зоопарк", носят шелковые нижние рубашки, полагая, что вошь за шелк не уцепится, ибо скользко. Так появилось шелковое нижнее белье, к шелку блохи и вши действительно не прилипают (вот вам и предыстория появления, всеми излюбленного, шелкового нижнего белья). Влюбленные трубадуры собирали с себя блох и пересаживали на даму, чтоб кровь смешалась в блохе. Кровати, представляющие собой рамы на точеных ножках, окруженные низкой решеткой и обязательно с балдахином в средние века приобретают большое значение. Столь широко распространенные балдахины служили вполне утилитарной цели - чтобы клопы и прочие симпатичные насекомые с потолка не сыпались. Считается, что мебель из красного дерева стала столь популярна потому, что на ней не было видно клопов (раздавленных). В викторианскую эпоху, женщинам рекомендовалось натирать ножки кровати керосином, чтобы убить и предотвратить появление разного рода насекомых (еще бы им не появиться в таком «благовонии»). Средневековые вши даже активно участвовали в политике - в городе Гурденбурге (Швеция) обыкновенная вошь (Pediculus) была активным участником выборов мэра города. Претендентами на высокий пост могли быть в то время только люди с окладистыми бородами. Выборы происходили следующим образом. Кандидаты в мэры садились вокруг стола и выкладывали на него свои бороды. Затем специально назначенный человек вбрасывал на середину стола вошь. Избранным мэром считался тот, в чью бороду заползало насекомое.
Не тут - то было! Лучше намазаться апельсиновым маслом (от целлюлита), немного маслом иланг-иланга (для соблазнения) и в люди…
А Версаль и дворянство, пусть остаются в истории, как прекрасное время возрождения музыки, искусства и любовных перипетий.
Ну что сказать, на ум приходит лишь один вывод: Слава Богу, что мы живем не в Средневековье, а в нынешнее время, хоть, к сожалению, не всегда спокойное. Спасибо «умам», за мыло, шампуни, зубную пасту, средства гигиены и прочее. Спасибо за масла та парфюмерию использовать для того, чтобы заглушить той - или иной запах - это кощунство.
Теперь, с уверенностью могу сказать, история (прекрасный фильм) про Анжелику - это сказка для взрослых. Вот так насмотришься, и хочется обтянуть себя корсетом, поднять грудь и загадочно стрелять гЛазами, кокетливо помахивая своим веером и развивая свои русые локоны…