Духи, как и мода, меняются от десятилетия к десятилетию, а все из-за того, что наши носы, как и глаза, требуют новизны. И работая в ароматной сфере, парфюмеры подобно дизайнерам используют парфюмерные ингредиенты не только для создания чего-то прекрасного, но и для передачи смысла и отражения духа времени и культуры. Поэтому вернемся к теме винтажей вместе с Барбарой Герман.

В ресторанах Пуазоном просили не душиться
В 20-х более раскрепощенной оценкой женственности считались ароматы с нотами табака и кожи, подобно Tabac Blond Caron и Cuir de Russie Chanel, В моде были запахи, которые даже сегодня считаются скорее мужскими, чем женскими. 50-е предстают перед нами в виде юбок с оборками, округлыми плечами и строгим разделением на хороших и плохих девочек, представленными звездами в виде чистой Сандры Ди (Sandra Dee) и игривой Мэрилин Монро. Юбер де Живанши создавал свои ароматы для првильной Одри Хепберн. В парфюмерии предлагалось выражать то, что было еще не вполне социально приемлемым для женщин, чтобы публично выразить их сексуальность. Почему бы не позволить женским духам сказать те вещи, которые сами они бы не осмелились?
В 80-х годах женщин уже можно было увидеть в залах заседаний, и были они там настолько хороши, как и в спальнях. Парфюмы стали такими внушительными, как подплечники, куртки и прически той эпохи. Внушительны настолько, что владельцы ресторанов были вынуждены ставить предупреждения: «Пожалуйста, не носите Passion, Giorgio, Poison» - самые популярные и сногсшибательные (в прямом смысле) ароматы той эпохи.
Погружаемся в мир старинных ароматов
И все же, когда люди знакомятся и впервые обоняют винтажи, самыми распространенными пренебрежительными ответами являются: "Пахнет как старушка" или "Это напоминает мне о моей бабушке». Но приобретая винтажи, если уж не получается носить их открыто, по крайней мере их можно хотя бы по достоинству оценить.

Знакомство с миром классики поможет не только углубить свою оценку этой художественной среды из прошлого, но и по достоинству оценить работу создавших их парфюмеров. Перед вами способы, которые помогут погрузиться в мир старинных опьяняющих ароматов.
Начните с малого. Возьмите несколько винтажей, с которых хотите начать. Это могут быть духи вашей мамы или бабушки, духи, ассоциирующиеся с детством, или же те, реклама которых интересует вас до сих пор, или знаковые ароматы нескольких десятилетий. Например: Molinard Habanita, Lanvin My Sin, Jean Patou Joy, Robert Piguet Bandit, Nina Ricci L’Air du Temps, Guy Laroche Fidji, Chanel No 19, Christian Dior Poison. Вы можете начать с парфюмерных магазинов, так как многие, уже ставшие классикой, ароматы можно там купить, правда, в переформулированном виде. Покупайте с умом. Если хотите потратить несколько долларов на покупку винтажа, посещайте блошиные рынки и домашние распродажи. Есть также сайты, где можно купить на разлив даже миллилитр винтажа, хотя бы для того, чтобы сравнить современную версию с первоначальной.
Проверьте свежесть. Как же узнать, что аромат не прогорк? В действительности ни один винтаж уже не свеж. Хотя, если они хранились надлежащим образом - вдали от источников тепла и света, находятся в оригинальной запечатанной коробке, вы можете получить представление, как они пахли первоначально. (У Барбары есть несколько нетронутых духов с 20-х с удивительным запахом). Кроме того, проверьте цвет жидкости – она может быть темной с самого начала, но если она уж очень темная и густая, это является признаком того, что аромат окислен до неузнаваемости. Более легкие верхние ноты обычно разваливаются первыми, но ведь картина с изношенными краями все еще может быть оценена, так и духи с некоторыми недостающими нотами дают возможность представить, каким аромат был первоначально.

Читайте, читайте и еще раз читайте. Существует много парфюмерных блогов, в том числе и Барбары, предоставляющие обзор винтажей, дающие историческую информацию о брендах, знакомящие с парфюмерными нотами, а иногда даже рассказывающие о том, кто носил духи. (Говорят, Bandit Robert Piguet был чуть ли не именным ароматом Марлен Дитрих, но вероятнее всего, Robert Piguet – один из брендов, получивший возможность включить ее в число своих фанатов). Сайты, подобно Fragrantica также предоставляют полезную информацию, и их форумы и комментарии читателей могут даже вызвать привыкание. А книги, такие как Chandler Burr The Emperor of Scent (Император запаха) и Luca Turin and Tania Sanchez’s Perfumes: The Guide пополнят ваши парфюмерные хотелки. Книга Барбары Герман Scent and Subversion: Decoding a Century of Provocative Perfume, вышедшая в ноябре этого года, полна старинных реклам духов и отзывов о сотне винтажей.
Прочитав все это, возможно, что теперь, заглянув в мир старинных ароматов, вы можете удивиться, обнаружив, что знакомы с ними. А некоторые из них даже обожаете.