В первой половине ХХ века создание духов перерастает из семейного дела до размеров глобального серийного производства. Как не странно, но причиной тому стал не рост потребительского спроса, а вливание инвестиций транснациональными компаниями, занимавшимися выпуском косметики.
В 20-30-х гг. мир охватила масштабная глобализация. На поток были поставлены многие производства – от машиностроения, до пошива одежды и выпуска парфюмерии в том числе. Но как обстояли дела на рынке парфюмерии до этого?
В первой половине 20-х гг. ХХ века парфюмерные дома делали скромные попытки выйти на рынок, но чаще всего это ограничивалось фирменными магазинчиками. Еще в далеком 1828 году основатель марки Guerlain Пьер Франсуа Паскаль Герлен открыл маленькую лавочку по продаже одеколонов собственного производства на Rue de Rivoli в Париже. Самые выдающиеся парфюмеры работали для царских семей. Например, в 1853 гг. Пьер Франсуа Паскаль Герлен стал официальным парфюмером французского королевского парфюмерного дома. У семьи Романовых так же имелся свой штатный парфюмер – Эрнст Бо. Такое положение дел позволяет ясно понять, кому же приходилось пользоваться лучшими парфюмерными творениями того времени. По такому образцу развивалось парфюмерное дело на протяжении последующего столетия.
Хотелось бы отметить, что маркетинг того времени не мог гарантировать мировую славу ароматам и их авторам. Франсуа Коти, например, заказал необыкновенно красивые флаконы у Рене Лалик. Его флаконы, больше похожие на произведение искусства из хрусталя, стали пользоваться огромной популярностью. Но все же этого было мало для гарантированного развития бизнеса компании Сoty Parfums.
Такой подход стимулировал у состоятельных женщин желание обладать этим сокровищем. Рекламная компания была на уровне «сарафанного радио». Если одна известная дама начинала пользоваться тем или же иным ароматом, об этом узнавали все ее подруги. Такая популярность автора давала гарантированный доход, но не позволяла выйти за рамки фирменного магазина.


Так могло бы продолжаться еще бесконечно долго. Пышный образ жизни аристократов был изменен Первой мировой войной и последующими революциями.
Война поспособствовала образованию класса буржуа – разбогатевших на торговле углем, оружием, текстилем и всем остальным, на что тратились миллиарды долларов, фунтов, рублей воюющих стран. Этот сегмент в обществе стал очень обширным как количественно, так и регионально – Америка, Европа, Азия.
В 30-е годы многие бизнесмены стремительно богатеют. А новоиспеченным богачам свойственно перепотребление, то есть покупка товаров в большем количестве, чем человек способен потребить.
Стоит отметить, что на тот момент Вourjois Сorporation начала массовый выпуск парфюмерной продукции в Америке. Основной потребитель такой продукции был средний класс, но элита общества продолжала хотеть ароматы с историей, поэтому предпочитала покупать парфюмерию во время вояжей по Европе.
Братья Вертхаймеры были великими менеджерами своего времени. Они убелили Габриель Шанель продать право на выпуск парфюмерии, производимой домом Сhanel, корпорации Вourjois, предложив ей 10% от суммы реализации таких парфюмов в Швейцарии и некоторых других странах, в США Габриель Шанель получала процент от прибыли согласно свой долевой части акции в Les Chanel Parfums. Естественно, что такое слияние идеи и финансов дало немыслимые объемы продаж. Это был первый шал сделанный на пути к глобализации процесса выпуска парфюмерии. Вертхаймеры первые завладели сознанием миллионов девушек, когда привлекли к рекламе Chanel №5 Мерлин Монро. Ее фраза, о том, что она одевает на ночь только несколько капель этих духов, способствовали тому, что в США каждая вторая женщина не хотела ничего, кроме Chanel №5. Да, немного забегая наперед, скажу, что они позволили Габриель Шанель продержатся и во время Второй мировой войны. Во время оккупации Парижа, каждый офицер считал свои долгом привезти для «ihren lieben Freund» подарок. И самым лучшим подарком из Парижа, конечно, же были духи от Сhanel.

В 30-е годы запуск серийного производства парфюмерии компанией Les Chanel Parfums позволил снизить цену на флакон духов до уровня 50-60-ти современных долларов. Качество сырья и формула были изменены, по сравнению с тем, что делалось в Грасе. Такое изменение формулы было вызвано не столько желанием удешевить себестоимость духов, сколько отсутствием такого количества необходимого сырья.
Продолжение в следующей статье! До встречи!