Концептуальные и «бессердечные» Молекулы

21.01.2022 ⏰ 18:02
Рейтинг статьи 4.9 ★★★★☆ голосов:37
👁 Данную статью прочитали 2
количество комментариев:

Готова признать себя замшелым ретроградом, но я активно недолюбливаю концептуальное искусство — искусство, в котором «идея» важнее, чем ее художественное воплощение. Недолюбливаю (возможно) потому, что сама по старинке воспринимаю произведение искусства прежде всего как прекрасный сосуд, созданный для той самой «идеи» и идеально ей подходящий.

Или потому, что никогда не пойму искусство, «объектом которого может стать любой предмет, явление, процесс» (Вики). Как, видимо, не пойму и вот этот тезис: «художнику самому решать, что является произведением искусства, а что нет... если художник, сознавая контексты и смыслы, объявил свою работу произведением искусства, то так оно и есть» (Уилл Гомприц. Непонятное искусство. От Моне до Бэнкси)

А еще меня очень забавляет тот факт, что каждый предмет концептуального искусства требует развернутого описания, без которого его просто невозможно понять. Ибо, по определению, тут в чем угодно может быть воплощено что угодно. Вот, например, «Дуб» - работа художника Майкла Крейга-Мартина (1973 год).

Концептуальные и «бессердечные» Молекулы

Да-да, на фото изображен именно этот шедевр концептуализма. И состоит он из стакана с водой, стоящего на высоко расположенной стеклянной полке, и сопроводительного текста, помещенного на уровне глаз и объясняющего, что «настоящий дуб присутствует физически, но в форме стакана с водой». Вот так.


А вот еще одно авторское описание: «Представьте себе страсть к шоколаду, ограниченную возможностью получить лишь кусочек за раз... Невозможно насладиться им вдоволь: он исчезает и возвращается, исчезает и возвращается». И знаете, в чем воплощена эта идея неутолимой «шоколадной жажды»? В Molecules 01 Гезы Шоена, знаменитом «парфюме одной молекулы», на 100% состоящем из Iso E Super (очень рекомендую интереснейшую статью об этом соединении).

Концептуальные и «бессердечные» Молекулы

Принято считать, что именно от Molecules 01 ведет свою историю парфюмерный концептуализм, потому что… Ну вы уже поняли, да? Разумеется, никаким шоколадом там и не пахнет. Можно сказать, «страсть к шоколаду присутствует физически, но в форме легкой древесности и бархатистой амбровости» 🧪

Хотя, как по мне, там не только шоколадом - там вообще мало чем пахнет. Однако не будем бога гневить: вон в знаменитом концептуальном музыкальном произведении Джона Кейджа «4, 33» (состоящем из трех частей, на минуточку) вообще не предусмотрено, чтобы музыканты извлекали из своих инструментов хоть какие-нибудь звуки — так и сидят на сцене в полной тишине все положенное время. А во флаконе Molecules 01 душистая молекула все-таки есть. И временами она даже слегка звучит (и довольно приятно, кстати).

Концептуальные и «бессердечные» Молекулы

На самом деле, в парфюмах бренда Escentric Molecules сосредоточено внушительное количество концептуальных «идей» и «смыслов»:

  • каждому аромату Molecules соответствует «отражение-двойник в параллельной реальности» — аромат Escentric Molecules;
  • каждая парфюмерная композиция серии Escentric Molecules состоит из определенной молекулы на 65%, а «парная» Molecules — на все 100%;
  • названия парфюмов бренда имитируют двоичный код;
  • дизайн флаконов и упаковки пестрит изображениями молекул и кодов.

Не ароматы, а какой-то компьютерно-химический конструктор, честное слово. С правом проникновения в параллельную реальность.

Кстати, каждая пара, «существующая в разных реальностях», содержит свой синтетический ингредиент: Iso E Super, амброксан, ветиверил ацетат, яванол, кашмеран... В вариантах Molecules парфюмерное синтетическое вещество всегда выступает соло, а в вариантах Escentric Molecules доза солирующего компонента очень высока, но есть и другие ингредиенты.

Концептуальные и «бессердечные» Молекулы

А еще у «молекулярных» парфюмов нет классического построения «верхние ноты — сердце — база»: «У этих духов нет сердца, зато огромная душа», — говорит сам Геза Шоен. И мне очень хочется верить, что при этом он улыбается. Ибо воспринять такую масштабную парфюмерную мистификацию я могу только в качестве шутки. Ну хотя бы потому, например, что «идея», воплощенная в Escentric 02 (по словам автора) - «фаллоимитатор - мягкий, приятный на ощупь, обтекаемый». Кхм…


И есть еще кое-что, да. Позволю себе довольно ядовитую цитату:

  • ...Галерейщик, критик и мошенник,
  • даже не прикрыв бесстыдных глаз,
  • сняли как-то с писсуара ценник,
  • чтоб загнать дороже в сотни раз*.

* Марсель Дюшан «Фонтан» (1917)

  • Все узнали с этого момента:
  • будь хоть унитаз, хоть гуанО-
  • ежели лежит на постаменте,
  • значит - очень ценное оно.

(Концептуальное искусство и финансы. Павлу Самсонов)

Концептуальные и «бессердечные» Молекулы

Не-не-не, упаси боже, это я ни разу не о парфюмах Гезы Шоена — зуб даю и крест на пузе; это исключительно о концептуальном искусстве в целом. А еще - совсем немножко, просто самую чуточку - о том, что цена на Молекулы... довольно-таки высока при откровенно невысокой себестоимости, да.

И вот как тут не вспомнить хороший (отличный просто), как по мне, фильм «О чем говорят мужчины»: «Гренка в нашем ресторане называется croûton». Это точно такой же поджаренный кусочек хлеба, но гренка не может стоить 8 долларов, а croûton — может, а дальше ты начинаешь искать хоть какой-то вкус, отличающий этот крутон от гренки. И находишь!"


Поделиться Telegram Viber twitter email

Комментарии к статье Концептуальные и «бессердечные» Молекулы

Аватарка користувача SMartemi
21.01.2022 ⏰ 22:40

Светлана, браво, как всегда, огромное удовольствие от прочтения и массы полезной информации!Я не обоняла ни одну из молекул, точно знаю, что ничего не потеряла и не жалею вовсе, да простят меня поклонники их!ИМХО 😵‍💫

кількість респектів: 7
Аватарка користувача sun-sun
22.01.2022 ⏰ 01:41

Дякую за цікаву статтю . Люблю Escentric Molecules Escentric 02Escentric Molecules Escentric 02 - завжди є в гардеробі. Як тепер забути цю «концепцію» 😂😉

кількість респектів: 3
Аватарка користувача CBRCleopatra
22.01.2022 ⏰ 13:49

Эксцентрические идеи выходят на арену в момент полного кризиса жанра. Светлые головы понимают, что «быть как все» не помогает и изобретают идею, которая радикальна и оспорима, но нова. Некоторые идеи, конечно, заслуживают звания сумасбродных, но некоторые могут получить развитие. Что касается современного искусства, включая парфюмерное, произведение должно быть многозначительным, позволяющим интерпретацию и додумывание, и немного провокационным ( по теме, подаче, материалу, форме). Ведь любая провокация вызывает отклик.

кількість респектів: 4
Аватарка користувача SvetlanaGrushko
22.01.2022 ⏰ 14:31

Для SMartemi: большое человеческое спасибо за добрые слова :) Мне так приятно, что, наверное, я похвалоголик )))

кількість респектів: 1
Аватарка користувача SvetlanaGrushko
22.01.2022 ⏰ 14:34

Для sun-sun: вот да, развидеть это сложно ))) И, видимо, не только нам с Вами, поскольку парфюмер поспешил добавить, что просто считает это свое детище наиболее сексуальным ;)

кількість респектів: 1
Аватарка користувача SvetlanaGrushko
22.01.2022 ⏰ 14:50

Для CBRCleopatra: подпишусь под каждым словом. И, на самом деле, Шоен мне глубоко симпатичен (особенно его проект Renegades («Отступники») - там все откровенно весело и полно иронии). Но вот идею продавать явно недорогой в производстве парфюм, состоящий из одной синтетической молекулы, по цене аромата, изготовленного из дорогого натурального сырья, могу воспринимать только в качестве довольно циничной шутки, увы. Очень надеюсь, что никого этим не обижаю :(

кількість респектів: 1
Аватарка користувача CBRCleopatra
22.01.2022 ⏰ 15:32

Мне тоже интересно обоснованное применение синтетики - например, парфюмерия Zoologist с концепцией « ни одно животное в процессе не пострадало». Что касается стоимости натурального сырья и химических аналогов - вопрос тоже спорный. Парфюмерия Jo Malone использовала космические технологии анализа и синтеза запахов растений, что может быть довольно дорогостоящим фактором ценообразования.

кількість респектів: 1
Аватарка користувача SvetlanaGrushko
22.01.2022 ⏰ 16:23

Для CBRCleopatra: и опять вполне согласна со сказанным. Однако случай с ISO E Super существенно иной, я считаю: компонент отдушки, широко применяемый в гигиенических средствах, не имеет ничего общего с дорогими технологиями Jo Malone. Однако ни в коем разе не оспариваю право каждого продавца просить любые деньги за свой товар; речь исключительно о моей индивидуальной реакции на запрошенную в данном конкретном случае сумму :)

кількість респектів: 2
Аватарка користувача Bumblebitch
23.01.2022 ⏰ 09:30

Так это, себестоимость практически любого парфюмерного джуса не слишком высока. Мы всегда платим в первую очередь за идею, будь то Молекулы ГШ или там Лост Черри ТФ (кстати с учётом стоимости вишенки, ни разу не слышала чтобы кто-то ругал в ней синтетику, хотя ясное дело что туда положили не вишнёвое варенье, сваренное грасскими девственницами). Молекулы - это стёб над всеми нами, именно потому что мы всегда готовы отслюнявить кругленькую сумму за бренд, за новинку, за "самый сексуальный аромат", за "революционный аромат" (превед Ганимед). Скажем, "редкие ценные компоненты", за которые мы якобы платим - почти всегда такой же обман, как и "молекулярная парфюмерия", только во втором случае автор иронизирует открыто. Мы сами выбираем, поулыбаться вместе с автором или ловить бугурты) Можно не носить Молекулы, но трудно не признать, что это гениальная афера.

кількість респектів: 6
Аватарка користувача SvetlanaGrushko
23.01.2022 ⏰ 10:48

Для Bumblebitch: браво! Восхищаюсь точностью и красотой Ваших формулировок. И - да - я абсолютно не против синтетики в ароматах (на ней основана тьма шедевральных парфюмов), как не против давно сложившейся традиции доплатить за бренд (що маємо, те маємо). Но - да, я очень хочу верить в то, что автор именно иронизирует, и все это просто масштабная мистификация. Абсолютно гениальная, согласна :) Ибо всерьез "впаривать" покупателям аромат из одной (аж) недорогой синтетической молекулы по цене качественного люкса (в который, как минимум, вложено много труда) - это плохо думать о людях и плохо к ним относиться, имхо. И пусть даже мне скажут, что Шоен в этом случае продает не парфюм, а идею - свое отношение к концептуализму я обозначила в самом начале текста. Но, безусловно, у каждого товара есть свой покупатель, и все, что было мною написано - сугубо мое личное видение ситуации. Которое, очень надеюсь, никого не обидело.

кількість респектів: 4
Присоединится к каналу новостей kremchik.ua, чтобы быть в курсе обновлений блоговTelegramTelegram Google NewsGoogle News

Новые комментарии к статьям

Лаванда: стереотипна чоловіча нота чи все ж ні? article-image Комментарий к новости
Лаванда: стереотипна чоловіча нота чи все ж ні?
vwizard 17.02.2026 02:35

Люблю ностальгічний для мене Yardley English LavenderYardley English Lavender . Колись несподівано міцну і при цьому жіночну східну лаванду знайшла у Rasasi BusainaRasasi Busaina . Обидва аромати близькі до моно-ноти. Саме у моно-вигляді вона не сприймається мною як чоловіча. Також відчувається лаванда у рурально-пасторальному - як зараз кажуть, cottage-core жіночному парфумі Elizabeth Arden Blue GrassElizabeth Arden Blue Grass . Інші ноти там роблять її зовсім не схожою на лаванду у чоловічих парфумах - як і в Libre, доречі.

Парфумерні тренди 2026 - частина 2 article-image Комментарий к новости
Парфумерні тренди 2026 - частина 2
Suzanna 16.02.2026 22:06

Друга частина, супер! І одразу кілька питань

4. Неокласика

Минулого року я активно тестувала Maison Crivelli , його Tubereuse Astrale це перший і єдиний парфум який згадався на п. 4 . Та, звісно, я не впевнена, що ця тубероза відноситься до вказаного тренду

Цікаво дізнатись, можливо я й з іншими неокласичними знайома…

Дівчата, чи є у вас приклади вже існуючих парфумів в цьому стилі?

5. Завуальований опис, можу тільки втішитися глибоким флоралам, люблю квіти, люблю вінтажі!

6. Дерево ніби і не покидало тренди? Один із завжди актуальних інгредієнтів. Я люблю хороше натуральне дерево. А от акігалавуд вже не так подобається, є певна штучність ароматів з ним. Про АДешки мовчу, не можу змиритись 😅 фізично погано від них

Ну гарна стаття, я так захоплено поміркувала над цими трендами)

І ще підмітила, більшість з нас колись фукали на вінтажі та важкі аромати, і поливались умовним Кляйном чи Ескадою

Згодом частина «доросла» до вінтажів та важких

Останнім часом я відверто фукаю на деякі ну прямо трендові парфуми, Ганімед і Буа Імперіал я ще якось прийняла, а от Гайденс став розчаруванням

Можливо, до цих трендів я маю шанси дорости…

Цікаво буде спостерігати, чи буде нюх з практикою адаптуватись і під такі молекули, та чи почну я відчувати красу нових ароматів

Це ж який новий досвід, бути свідком і учасником зміни напрямку в галузі)

Парфумерні тренди 2026 - частина 2 article-image Комментарий к новости
Парфумерні тренди 2026 - частина 2
CBRCleopatra 16.02.2026 19:55

Якось так вийшло, що нещодавно у мене зійшлися всі три тренди в одному парфумі. Замість троянди 4) ніс вибрав трояндове 6) дерево, ще й у оточенні окурювань ( миро, ладан ?), що повністю у стилі 5) східних ароматів ( які нікуди не зникали, бо бізнес є бізнес). Бренд Ojar заснувала якась шейха ( але я впевнена, що вона навчалась десь у Європі, тому аромати є відображенням цих мандрів між Сходом і Заходом). Беру на пробу все що Encense чи Incense і все, що Сuivre ( походить від мідної курильні, очевидь). Цей аромат сподобався, але він немилосердний, тому є версія в олійці і парфумованій воді. Ще раз впевнююсь, що тренди циклічні ( повертаються кожні два десятиліття).

Парфумерні тренди 2026 - частина 2 article-image Комментарий к новости
Парфумерні тренди 2026 - частина 2
Asedo 16.02.2026 14:50

Clarie,

так, синтетичні компоненти і неприродні поєднання - двигуни "неокласики". Також сподіваюсь, що неокласичні композиції будуть комфортними. Подивимось ))

Є надія )) - серед трендів (в частині 3) є "людські" )))

Парфумерні тренди 2026 - частина 2 article-image Комментарий к новости
Парфумерні тренди 2026 - частина 2
clarie 16.02.2026 09:46

Доброго ранку 😊 Погоджуюсь з Вами по всім пунктам - не дуже радує засилля неокласики, мінеральних нот, АД, АЦ і тп 😐. Суб`єктивно для моїх рецепторів більшість таких ароматів пахнуть занадто синтетично, часто ядуче і не викликають бажання "заволодіти ароматом". Виключення бувають, але їх дуже небагато. І чим більше засилля такої синтетики на парф. ринку, тим більше хочеться простих, натуралістичних ароматів природи або класики. Тренд №5 радує, сподіваюсь що серед класичних "новинок" будуть гарні і комфортні аромати теж, окрім насичених, чорних ладанів і удів і пакетику сльозогінного пекучого перцю 😁

Облоко Тегов: ,
,
,
,
,
,