Готова признать себя замшелым ретроградом, но я активно недолюбливаю концептуальное искусство — искусство, в котором «идея» важнее, чем ее художественное воплощение. Недолюбливаю (возможно) потому, что сама по старинке воспринимаю произведение искусства прежде всего как прекрасный сосуд, созданный для той самой «идеи» и идеально ей подходящий.
Или потому, что никогда не пойму искусство, «объектом которого может стать любой предмет, явление, процесс» (Вики). Как, видимо, не пойму и вот этот тезис: «художнику самому решать, что является произведением искусства, а что нет... если художник, сознавая контексты и смыслы, объявил свою работу произведением искусства, то так оно и есть» (Уилл Гомприц. Непонятное искусство. От Моне до Бэнкси)
А еще меня очень забавляет тот факт, что каждый предмет концептуального искусства требует развернутого описания, без которого его просто невозможно понять. Ибо, по определению, тут в чем угодно может быть воплощено что угодно. Вот, например, «Дуб» - работа художника Майкла Крейга-Мартина (1973 год).

Да-да, на фото изображен именно этот шедевр концептуализма. И состоит он из стакана с водой, стоящего на высоко расположенной стеклянной полке, и сопроводительного текста, помещенного на уровне глаз и объясняющего, что «настоящий дуб присутствует физически, но в форме стакана с водой». Вот так.
А вот еще одно авторское описание: «Представьте себе страсть к шоколаду, ограниченную возможностью получить лишь кусочек за раз... Невозможно насладиться им вдоволь: он исчезает и возвращается, исчезает и возвращается». И знаете, в чем воплощена эта идея неутолимой «шоколадной жажды»? В Molecules 01 Гезы Шоена, знаменитом «парфюме одной молекулы», на 100% состоящем из Iso E Super (очень рекомендую интереснейшую статью об этом соединении).

Принято считать, что именно от Molecules 01 ведет свою историю парфюмерный концептуализм, потому что… Ну вы уже поняли, да? Разумеется, никаким шоколадом там и не пахнет. Можно сказать, «страсть к шоколаду присутствует физически, но в форме легкой древесности и бархатистой амбровости»
Хотя, как по мне, там не только шоколадом - там вообще мало чем пахнет. Однако не будем бога гневить: вон в знаменитом концептуальном музыкальном произведении Джона Кейджа «4, 33» (состоящем из трех частей, на минуточку) вообще не предусмотрено, чтобы музыканты извлекали из своих инструментов хоть какие-нибудь звуки — так и сидят на сцене в полной тишине все положенное время. А во флаконе Molecules 01 душистая молекула все-таки есть. И временами она даже слегка звучит (и довольно приятно, кстати).

На самом деле, в парфюмах бренда Escentric Molecules сосредоточено внушительное количество концептуальных «идей» и «смыслов»:
- каждому аромату Molecules соответствует «отражение-двойник в параллельной реальности» — аромат Escentric Molecules;
- каждая парфюмерная композиция серии Escentric Molecules состоит из определенной молекулы на 65%, а «парная» Molecules — на все 100%;
- названия парфюмов бренда имитируют двоичный код;
- дизайн флаконов и упаковки пестрит изображениями молекул и кодов.
Не ароматы, а какой-то компьютерно-химический конструктор, честное слово. С правом проникновения в параллельную реальность.
Кстати, каждая пара, «существующая в разных реальностях», содержит свой синтетический ингредиент: Iso E Super, амброксан, ветиверил ацетат, яванол, кашмеран... В вариантах Molecules парфюмерное синтетическое вещество всегда выступает соло, а в вариантах Escentric Molecules доза солирующего компонента очень высока, но есть и другие ингредиенты.

А еще у «молекулярных» парфюмов нет классического построения «верхние ноты — сердце — база»: «У этих духов нет сердца, зато огромная душа», — говорит сам Геза Шоен. И мне очень хочется верить, что при этом он улыбается. Ибо воспринять такую масштабную парфюмерную мистификацию я могу только в качестве шутки. Ну хотя бы потому, например, что «идея», воплощенная в Escentric 02 (по словам автора) - «фаллоимитатор - мягкий, приятный на ощупь, обтекаемый». Кхм…
И есть еще кое-что, да. Позволю себе довольно ядовитую цитату:
- ...Галерейщик, критик и мошенник,
- даже не прикрыв бесстыдных глаз,
- сняли как-то с писсуара ценник,
- чтоб загнать дороже в сотни раз*.
* Марсель Дюшан «Фонтан» (1917)
- Все узнали с этого момента:
- будь хоть унитаз, хоть гуанО-
- ежели лежит на постаменте,
- значит - очень ценное оно.
(Концептуальное искусство и финансы. Павлу Самсонов)

Не-не-не, упаси боже, это я ни разу не о парфюмах Гезы Шоена — зуб даю и крест на пузе; это исключительно о концептуальном искусстве в целом. А еще - совсем немножко, просто самую чуточку - о том, что цена на Молекулы... довольно-таки высока при откровенно невысокой себестоимости, да.
И вот как тут не вспомнить хороший (отличный просто), как по мне, фильм «О чем говорят мужчины»: «Гренка в нашем ресторане называется croûton». Это точно такой же поджаренный кусочек хлеба, но гренка не может стоить 8 долларов, а croûton — может, а дальше ты начинаешь искать хоть какой-то вкус, отличающий этот крутон от гренки. И находишь!"