"Есть очертания, звуки, запахи, до того ласкающие, что человек покоряется им совсем машинально, не зависимо от сознания. Он не анализирует ни ощущений своих, ни явлений, породивших эти ощущения, и просто живёт, как очарованный, чувствуя, как в его организм льётся отрада"
(из очерка "За рубежом" М.Е. Салтыкова-Щедрина)
Сегодня хочу немного рассказать Вам об аромакологии- науке, о существовании которой я сама узнала совсем недавно, но давно догадывалась.
Наверное, каждый обращал внимание, что те или иные запахи влияют на наше настроение и даже на самочувствие. Аромат лаванды расслабляет, запах кофе бодрит, фруктовые ноты улыбают, аромат свежей выпечки переносит воспоминаниями в детство на бабушкину кухню и дарит ощущение беззаботности и защищённости (это вообще отдельный феномен, о котором я напишу ниже). Мне порой приходится претерпевать жуткие муки отсутствия вдохновения на работе, пока я не понюхаю запястье с моим любимым парфюмом. Я никогда не предавала этому значения и не задумывалась даже о теоретической возможности аромата целенаправленно повлиять на человека. Просто нравится или не нравится, а отсюда - радует или нет.
В свою очередь аромакология с полной серьёзностью изучает влияние запахов на эмоциональное и физическое состояние человека. Как научное направление аромакология зародилась в 80-е годы прошлого века, в частности благодаря трудам американского психиатра и невролога, директора Чикагского фонда исследований и лечения чувств запаха и вкуса Алана Хирша. Его исследования показали, что обоняние - недооценённый, но весьма мощный рычаг воздействия на поведение человека. Пусть только 2% поступающих данных об окружающем мы получаем благодаря носу (в то время, как зрение даёт нам целых 85%), но именно этот источник информации работает с мозгом напрямую, быстро и без посредников, минуя даже мыслительный процесс.
Кроме того, из всех имеющихся чувств обоняние наиболее тесно связано с памятью. В среднем визуальные образы забываются через несколько дней или недель, а вот память об аромате мозг может незаметно для нас самих хранить годами. А всё потому, что центр восприятия запахов находится в непосредственной близости от центра памяти в участке мозга под названием гиппокамп (от греческого "морской конёк" - из-за сходства форм), который анатомически соприкасается с лимбической системой, ответственной за эмоциональные переживания, рефлексы и подсознание. То есть лимбическая система связывает между собой запахи, эмоции, память. Именно поэтому порой на нас накатывает ностальгия или же в памяти всплывают картины давно минувшего прошлого, на удивление ярко окрашенные эмоционально, когда мы даже мимолетно уловили какой-то связанный с тем временем аромат.
Гиппокамп (от греческого "морской конек" — ἱππόκαμπος)
Удивительная способность запахов очень живо возрождать давно забытые воспоминания получило название феномен Пруста, а о человеке, который внезапно ясно и отчетливо вспомнил миг своего прошлого, французы говорят: "Он съел мадленку Пруста". Но при чём здесь французский писатель? И почему печенье, если сейчас мы говорим об обонянии, а не о вкусе?
Антонелло Сильверини "Непроизвольная память"
Обо всё по порядку.
В романе Марселя Пруста "По направлению к Свану", из цикла романов "В поисках утраченного времени", рассказчик опускает в липовый чай печенюшку мадлен, и с ним происходит нечто неожиданное и уникальное:
"...как только чай с размоченными в нём крошками пирожного коснулся моего нёба, я вздрогнул: во мне произошло что-то необыкновенное. На меня внезапно нахлынул беспричинный восторг. Я, как влюбленный, сразу стал равнодушен к превратностям судьбы, к безобидным её ударам, к радужной быстролетности жизни, я наполнился каким-то драгоценным веществом; вернее, это вещество было не во мне - я сам был этим веществом. Я перестал чувствовать себя человеком посредственным, незаметным, смертным"
(Перевод Н. Любимова)
Конечно же, Пруст счёл снизошедшее на него ощущение заслугой вкуса размоченного печенья, но суть скрыта гораздо глубже - дело всё-таки в обонянии, а точнее в сенсорной интеграции двух органов чувств. Наш язык распознаёт пять вкусов (сладкий, солёный, горький, кислый, умами), но комплексное представление о тонкостях вкуса пищи мы получаем из её аромата, который, пока мы жуём, стимулирует обонятельные рецепторы в глубине носа. Не зря Пруст пишет о прикосновении пищи к нёбу - это как раз на полпути к ольфакторному пункту назначения.
Феномен Пруста так же подтверждён многими научными исследованиями, результаты которых показали, что запахи являются мощным возбудителем так называемой автобиографической памяти. В одном из таких исследований 170 участникам были представлены параллельно ароматы и визуальные образы, позволяющие вызвать детские воспоминания, после чего их попросили оценить яркость, детализацию и эмоциональную интенсивность таких воспоминаний. Участники сообщали о более богатых и эмоционально насыщенных воспоминаниях, когда они ощущали запахи, связанные с детством, чем видели связанные с ним картинки.
С воспоминаниями теперь вроде бы понятно. Но как именно ароматы могут повлиять на поведение?
Вернёмся к лимбической системе, которая тесно связана с гормональной, дыхательной и сердечно-сосудистой системами в человеческом организме. Именно она играет важнейшую роль в процессах формирования и управления не только воспоминаниями, но и настроением, эмоциями. Восприятие человеком запахов всегда окрашено эмоционально. Нет безразличных ароматов, они либо приятные либо неприятные. Получаемые с помощью обоняния того или иного аромата эмоции в свою очередь влияют на поведение.
К примеру, в моей жизни был забавный опыт, который удалось проанализировать только сейчас. Для уборки в доме я долгое время использовала моющее средство с условным запахом мяты и лайма. Аромат мне очень нравился, напоминал одновременно Elizabeth Arden Green Tea, связанный с приятными воспоминаниями студенческих лет, и вкус мохито, который я обожаю смаковать на отдыхе. Убирала я часто и с огромным удовольствием.
Однако, как это часто случается, всему хорошему приходит конец, и моющее с любимым ароматом сняли с производства. Мне пришлось выбирать между химозным подобием лимона и тоже не очень натуральной лавандой, которая всё же оказалась приятнее моему носу и я её купила. Удовольствия от уборки я больше не получала, хоть сам аромат не был неприятен. Просто он не вызывал у меня тех самых замечательных эмоций и воспоминаний, как его предшественник, а следовательно пропало желание убирать, процесс стал медленным и тягостным.
Кроме того, общепринято считать, что аромат цитруса бодрит, мята - повышает концентрацию, а вот лаванда, увы, успокаивает, расслабляет и способствует здоровому сну. С таким ароматным воздействием вряд ли захочется энергично орудовать шваброй. Возможно, стоит задуматься о покупке лимонного средства.
Существует две гипотезы о том, как запахи действуют на физиологическое состояние человека, в том числе на его когнитивные функции. Первая считает, что меняется какой-то физиологический статус человека. Запахи могут менять сердцебиение, успокоить или, наоборот, возбудить человека. Возможно так же влияние на гормональную систему. Некоторые исследования доказывают, что вдыхание мяты значительно снижает уровень гормона кортизола, который регулирует стресс. Вторая гипотеза утверждает, что аромат действует исключительно на эмоциональную сферу, которая в дальнейшем формирует поведение.
Мне кажется, что правильны обе гипотезы и работает весь этот механизм во взаимосвязи физиологического и эмоционального аспектов. А как Вы думаете?
Конечно же, исследования в области аромакологии наиболее востребованы в сфере продаж. Первые эксперименты Алана Хирша касались влияния запаха на аппетит и привели к выводу, что грамотно подобранные в ресторане ароматы заставляют посетителей заказывать больше блюд. И тогда он пошел дальше. Самый известный свой эксперимент Хирш провёл с Nike. Абсолютно одинаковые пары кроссовок разместили в двух комнатах, одна из которых была ароматизирована. Участники эксперимента с большей охотой предпочитали кроссовки из ароматизированной комнаты и даже выше оценили их стоимость. Доказательная база у такого эксперимента конечно слабенькая, но теория Хирша сегодня повально применяется в сфере продаж. Практически не осталось магазинов, где бы ни распылялись ароматы. Я на личном опыте испытала повышенный интерес к магазину, в котором пахло Le Labo Santal 33, пусть и не осознанно.
"…люди могут закрыть глаза и не видеть, заткнуть уши и не слышать. Но они не могут не поддаться аромату. Он проникает прямо в сердце, и там выносит категорическое суждение о симпатии и презрении, о любви и ненависти".
Патрик Зюскинд
А как ароматы влияют на Вас? Буду очень рада почитать Ваши истории!
При написании статьи использовались материалы:
Рекламная деятельность. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - Авторы: Ольга Жильцова, Денис Жильцов, Инга Синяева, с. 194
https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov (статьи "Slow breathing and emotions associated with odor-induced autobiographical memories" - Yuri Masaoka, Haruko Sugiyama, Atsushi Katayama, Mitsuyoshi Kashiwagi, Ikuo Homma; "Olfactory cues are more effective than visual cues in experimentally triggering autobiographical memories" - Maaike J. de Bruijn, Michael Bender)
https://culture.pl
https://rau.ua/
https://brainconnection.com/
Комментарии к статье Аромакология: действительно ли ароматы влияют на поведение?
Присоединится к каналу новостей kremchik.ua, чтобы быть в курсе обновлений блоговTelegramGoogle News