В описании, статьях и комментариях к парфюмерии, часто встречаются термины, которые могут быть непонятны новичкам, а возможно, даже более опытным ценителям парфюмерного искусства. В данной статье собрана полезная и познавательная информация о наиболее распространенных терминах, которые помогут сделать мир парфюмерии более понятным.
Абсолют (абсолю) - самый концентрированный ингредиент в парфюмерии. Для его получения может использоваться метод анфлеража или экстракция растворителями (извлечение “конкрета”) . При анфлераже, из цветов и растений извлекают вещество, называемое помадой и представляющее собой смесь жиров и эфирных масел. При экстракции растворителями получают конкрет, состоящий из жиров, восков, эфирных масел и других растительных веществ. Далее, из полученного вещества с помощью спирта извлекают абсолют.
Аккорд - аромат, образованный слиянием двух и более нот, которые звучат, как единое целое. В среднем, парфюмерный аккорд состоит из 4-7 нот.

Альдегиды - это химические вещества, в чистом виде напоминающие запах прогорклого сливочного масла. Но в небольших количествах они начинают звучать совсем по-другому, приобретая легкий аромат цветочной свежести. Одним из самых интересных свойств альдегидных ароматов, является то, что соприкасаясь с кожей, они начинают звучать более плотно и насыщенно, приобретая новые оригинальные оттенки. Самым первым ароматом, созданным на основе альдегидов, является Шанель Chanel №5 , выпущенный в 1921 году.
Аносмия - потеря обоняния. Бывает полной и частичной. При частичной, человек не слышит лишь определенные запахи.

Анфлераж - метод извлечения ароматических веществ из цветов. Этот процесс достаточно трудоемкий, поэтому получающийся в результате продукт - абсолют, имеет высокую стоимость и используется только для тех видов цветов ( таких как роза, жасмин), которые могут утратить свои парфюмерные свойства в процессе обработки водой, паром или летучими растворителями. Суть метода заключается в размещении на стеклянной поверхности, покрытой свиным или говяжьим жиром, свежесрезанных цветов. Жир активно впитывает в себя летучие эфирные масла. Увядшие лепестки убирают и на их место кладут новые. Процесс длится несколько дней, а, к примеру, для жасмина - около трех недель, до тех пор, пока жир не перестанет поглощать масло. Также существует второй метод анфлеража, при котором цветы размещаются на деревянной поверхности, покрытой марлевой тканью и смазанной оливковым маслом.
Атомайзер - это стеклянная, пластиковая или металлическая емкость со спреем или без, предназначенная для хранения и использования парфюмерной жидкости.

Аттар (в пер. с араб. “запах”, “аромат”) - разновидность духов на масляной основе, широко распространенная в Восточных странах. Фактически, аттар представляет собой смесь эфирных масел, смешанных с маслом сандалового дерева, без добавления спирта.
Блоттер - специальная бумажная полоска-тестер для знакомства с парфюмом в магазине. Изготавливается из специальной бумаги без клея и запаха и способна хорошо поглощать влагу.

Винтаж - парфюмерия, возраст которой превышает 25 лет.
Дистилляция - основной метод извлечения эфирных масел из растений, трав, корней, листьев и цветов. При дистилляции, растительное сырье погружается в воду, с последующим доведением до кипения ( прямая дистилляция), или ложится на сетку, расположенную над кипящей водой так, чтобы через него проходил пар (дистилляция паром). В обоих случаях горячая вода и пар разрушают клеточную структуру растения и эфирное масло с паром попадает в специальный приемник, где, впоследствии, отделяется от воды.
Диффузия - способность аромата заполнять собой пространство вокруг его носителя.
Конкрет - это продукт, получаемый в результате экстракции душистых веществ из сырья растительного происхождения (таких, как роза, жасмин, нарцисс, иланг-иланг и прочие), летучими растворителями. Конкрет может может быть полутвердым или воскообразным и содержит эфирные масла, жиры и смолы. В результате вторичной экстракции спиртом, из конкрета получают абсолют.

Концентрация - количественная характеристика, от которой зависит стойкость и сила звучания аромата. Различают 5 основных категорий ароматов, согласно концентрации в них душистых веществ: духи (Parfum) - 20-30%, парфюмированая вода (Eau de parfum) - 15-20%, туалетная вода (Eau de toilette) - 5-15%, одеколон (Eau de cologne) - 2-4% и освежающая вода (Eau de fraiche) - 1-3%.
Макросмия - состояние противоположное аносмии, при котором человек имеет повышенную восприимчивость к запахам. Таких людей называют макросматиками. Макросмия может быть полной или частичной. В то время, как первый тип может стать причиной обостренной восприимчивости к запахам в общем, второй тип вызывает повышенную чувствительность лишь к определенным компонентам; человек может воспринимать аромат не так, как он задумывался создателем, поскольку повышенное восприятие тех или иных компонентов нарушает заложенную в композицию гармонию и баланс.
Мацерация - это метод подготовки трав путем длительного вымачивания в воде. Иногда так называют процесс, при котором цветки или все растение целиком настаивают в растительном масле.
Миллезим - понятие, которое пришло в парфюмерию из виноделия и означает год сбора урожая винограда ( с фр. le millesim - число, обозначающее год ). В отношении парфюмерии - это аромат, выпущенный в ограниченном количестве, с использованием цветов, растений и т.д., собранных в определенном году.

Номерная парфюмерия - бренды или отдельные линейки бюджетных марок, выпускающие парфюмерию, имеющую числовые названия вместо буквенных. В большинстве случаев, такие работы представляют собой версии более популярных композиций люксовых и нишевых брендов. В то же время, упаковка является одинаковой для всей парфюмерии, выпускаемой данным производителем. Иногда такая парфюмерия продается на разлив.
Одорология - наука о восприятии ароматов и запахов.

Ольфакторная (olfactorius - с лат. “имеющий отношение к запаху”) пирамида состоит из ароматических компонентов, входящих в парфюмерную композицию. Принцип пирамиды сформировался в ХХ веке, во время популярности шипровых ароматов, имеющих трехступенчатое раскрытие. Верхние / начальные ноты создают первое впечатление об аромате - они самые яркие, но и самые летучие. Далее в аромате постепенно начинают проявляться средние ноты /ноты сердца. Именно они являются основной мелодией каждого аромата, обладают меньшей летучестью и высокой стойкостью. Базовые ноты / ноты шлейфа завершают звучание аромата, придавая ему более глубокие и богатые оттенки и являются самыми стойкими. Именно их мы слышим на одежде даже спустя несколько дней после нанесения аромата.
Ориентальными (восточными) называются ароматы, основу которых составляют характерные для Востока компоненты: мускус, ваниль, амбра, уд, ладан, шафран, и пр. Ориентальный стиль характеризуется богатством, глубиной и стойкостью парфюмерной композиции.
Отливант - аромат, налитый из оригинального флакона в атомайзер или фиолку.
Парфюмерная группа (семейство) - ольфакторная группа, включающая в себя ароматы с определенными схожими признаками. Такое разделение было принято Французским Парфюмерным Сообществом в 1990 году и включало в себя семь групп ароматов: цитрусовые, цветочные, древесные, амбровые, кожаные, шипровые и фужерные. Каждая из них имеет свою подгруппу ( например, древесные фужерные). На данный момент, такое разделение является условным и не охватывает всех парфюмерных направлений. К примеру, в данном классификаторе отсутствует акватическая, фруктовая и гурманская группа. В 1983 году Майкл Эдвардс представил свою классификацию, разделив все ароматы на группы и категории. Колесо ароматов призвано облегчить выбор парфюма, согласно индивидуальным предпочтениям.

Распив - совместная покупка парфюма с последующим разделением содержимого флакона (отливанием в необходимом количестве в фиолки или атомайзеры) между участниками.
Резиноид - продукт, получаемый из природных смолистых материалов, бальзамов, камедей, сухих корней, мха или семян растений, содержащих эфирные масла, путем экстракции углеводородными растворителями. В парфюмерии используется в качестве фиксатора для более долгого сохранения летучих запахов.
Реплика (аналог, копия) - продукт, копирующий композицию и/или внешний вид флакона популярного аромата. Зачастую, название парфюма схоже с названием оригинала.
Рефилл ( в пер. с англ. “наполнение”, “запаска”) - специальный дополнительный флакон (чаще всего без распылителя), выпускаемый некоторыми брендами в дополнение к основному. Позволяет пользоваться ароматом из основного флакона, перелив в него содержимое рефила и тем самым сэкономить на стоимости парфюма.

Семпл (иными словами пробник) - аромат в атомайзере, объемом 1-3 мл, выпускаемый производителями для знакомства с парфюмерной композицией.

Фиолка - разговорное ( от рус. "фиал" - сосуд и англ. "vial" - сосуд), стеклянная или пластиковая пробирка ( без спрея), объемом 1 - 3 мл для хранения парфюмерной жидкости.

Фланкер - обновленная версия оригинального аромата, в которую были внесены определенные изменения ( в нотах, концентрации, названии или внешнем виде флакона). Фланкеры составляют линейку ароматов, самый первый из которых называется флагманом.
Фужерный аромат (в пер. с фр. fougere - папоротник). Данная группа ароматов появилась в конце XIX века, когда французский парфюмер дома Houbigant - Поль Парке, выпустил духи под названием “Fougere Royale” ( Королевский папоротник). В качестве главной составляющей духов, по утверждению их создателя, был папоротник, но поскольку последний не имеет запаха, травянистое звучание было достигнуто сочетанием нот кумарина, лаванды, дубового мха и бергамота. Духи получили немалую популярность и с тех пор, ароматы, содержащие указанные ноты, стали называть фужерными.
Шипровые ароматы могут содержать цитрусовые ноты, дубовый мох, бергамот, сандал, пачули и ладан. Само название “шипр” - это французское произношение названия острова Кипр - “Cypre”. Такое же название получили духи на основе мха, произрастающего на Кипре, созданные в 1917 году брендом Coty и давшие название данной группе ароматов.
Эвалюатор - человек, который занимается оценкой парфюмерной композиции на стадии ее разработки и является посредником между заказчиком и парфюмером.
Экстракция - метод извлечения масел с помощью летучих растворителей. Сырье помещается в герметичные стойки и через них медленно пропускается жидкий растворитель, который растворяет эфирные масла и попадает вместе с ними в вакуумный дистиллятор. После отделения растворителя получается конкрет, из которого, впоследствии, делают абсолют.
Благодарность за помощь: aromazona.ru, aromo.ru, casual-info.ru.