Ни одна из разновидностей парфюмерных ароматов не получает столько презрительных откликов от парфманьяков, как фруктово-цветочная. Раздраженный взмах руки, жест, означающий: «не то», презрительно скривленные губы — такая реакция обычна при известии о выходе в свет очередного цветочно-фруктового парфюма. Совсем неудивительно, что большинство знатоков и ценителей парфюмерии стремятся к другим, более интересным для них ароматам. Даже и меня можно записать в когорту снобов, кривящих губы. Я не особо люблю фруктовые ароматы.

Шипры привносят в жизнь мгновенное изящество, благородство и удовольствие. Восточные ароматы манят гипнотическим путешествием по истории парфюмерии от времен Клеопатры до садов Лахора. Запахи цитрусовых и одеколоны поведают желающим о путешествии в Средиземноморье, превознося радость жизни и простой — но никогда примитивной — элегантности во всем. Цветочные, а альдегидно-цветочные в особенности, говорят о благовоспитанных манерах, романтизме и утонченности, бросающей вызов современной вульгарности. Да, всегда можно сделать гораздо более интересный выбор, нежели такой проходной вариант, как фруктово-цветочные ароматы. Так? Но все же, все же...
Как ни печально, общий уровень фруктово-цветочных ароматов невысок. В массе своей они неплохи и приятны, но редкие парфюмы достигают статуса культовых. С другой стороны нельзя отрицать — в этом сегменте встречаются интересные запахи, способные пробудить в ценителе парфюмерии желание и в дальнейшем интересоваться подобными ароматами.
Фруктово-цветочные: структура и предшественникиФруктово-цветочный аромат, состоящий из цветочной основы с легким добавками мускуса для долговечности и большим количеством фруктов (кроме цитрусовых - цитрусовый запах считается более классическим) для сочных акцентов считается новомодной тенденцией, насчитывающей каких-нибудь 15 лет. Может и так, вопрос, что брать за точку отсчета. Потому что, как ни крути, богатая насыщенность фруктового шипра намекает, что есть парфюмы, которые можно считать прабабушками маленьких девочек: богатство сливы Rochas Femme, ноты персика в кожаном Мицуко Герлен, легкие запахи дыни у созданных Рудницка Diorах (Diorella, Eau Fraiche).

Ранние примеры фруктово-цветочных парфюмов – это и грушевый Petit Chérie и ноты черной смородины в Eau De Charlotte – произведениях Annick Goutal. Игривые, невинные, искренние ароматы (они были посвящены двум дочерям Анник), призванные удовлетворить некоторые определенные запросы — взять хотя бы возраст, для которого они создавались. Эти ароматы легки и воздушны, и они совершенно чужды вульгарности большинства современных им легко забывающихся массовых поделок.
История и рождение пользующейся спросом идеиМожно смело считать, что пользующийся огромным спросом Trésor Lancome был своеобразным Рубиконом для возрастающей популярности фруктово-цветочных ароматов: молочная нотка абрикоса, роза, подчеркнутая добавлением Galaxolide (синтезированный мускус) — этот парфюм был просто обречен стать коммерческим хитом. Даже гели для душа, лаки для волос, моющие и функциональные продукты потеряли свой стандартный аромат (неизменно или алдегидно-мыльный/пудровый а-ля Шанель № 5 или мускусно-глубокий Poison), а стали все чаще фруктовыми. С того момента цветочно-фруктовые ароматы стали с огромной скоростью набирать популярность. Но ведь они были и раньше.

Maybe Baby от Benefit & Exclamation!, которые создала непосредственно Софья Гройсман, являются, пожалуй, первыми духами с ароматом цветочного персика. Позже Гройсман сделала акцент на сливе и акации, создав на этой основе Boucheron Jaipur для женщин, который стал не настолько известным. Prescriptives Calyx - бодрящий грейпфрут с порциями манго и маракуйи был более успешен. Это еще одно творение Гройсман, выпущенное в 1986 году.
Ягоды — фруктовые ноты, начало применения которых в парфюмерии особенно трудно установить с точностью, потому что определенная группа синтетических мускусов изначально имеет ягодный аромат. Mûre et Musc L’Artisan Parfumeur начали использовать их уже в 1978 (позже именно этот парфюмерный дом ввел и еще одну тенденцию — зелень фигового дерева с их Premier Figuer). Gucci II Eau de Parfum Gucci - современный эквивалент: острые ягоды, чистый мускус. Малина и земляника составляют верхние ноты Hot Couture Givenchy, игривый и чуть распутный аромат и ягодно-фруктовая острота в Insolence Guerlain.


В связи с появлением «гурманской» тенденции (ароматы, вдохновленные съедобными запахами, обычно десерты со сладкой ванильной ноткой, к примеру, успешный Angel Thierry Mugler), которая повлекла за собой модников и ценителей ко все более и более сладкому спектру, фруктово-цветочные парфюмы становятся смелее и все более и более «засахаренными». Escada, кажется, первым выделил в производство линейку парфюмов с ограниченным тиражом, летних фруктово-цветочных выпусков, навсегда ассоциируя эти ароматы с настроением для легкомысленного отдыха и легкой летней одежды. Bath & Body Works и Victoria's Secret также сделали вышеозвученную тенденцию своим хлебом и маслом, в конечном счете полностью ее опошлив. Появление фруктово-цветочных ароматов в линейках парфюмов «от знаменитостей» - самой коммерциализированной категории парфюмерии — стало последней каплей. Теперь фруктово-цветочные ароматы были повсюду.

Среди огромного количества фруктово-цветочных ароматов есть такие, которые незаслуженно не замечены, несмотря на их очевидное качество и эксклюзивность.
Jean Pateau Sublime – солнечный, счастливый запах с золотистыми нотами сердца. Birmane Van Cleef & Arpels — совершенно необычный парфюм, на первом месте в котором аромат кумквата (конкретно - засахаренная горькая кожица этих маленьких фруктов, выращенных в Греции) обернутый в тепло шоколада и легкий шлейф цветов. У Byblos есть парфюм Byblos (1990) с ароматом земляники и мимозы, спрыснутых перцем; восхитительный и необычный, он создан Элиасом Эрменидисом, греческим парфюмером.
Jungle L'Eléphant Kenzo — богатый, пряный фруктово-цветочный: рог изобилия, в котором есть мандарин, ананас, манго и все эти фрукты подчеркнуты экзотическими специями. Такое сочетание приводит к очень специфическому аромату. Увы, его выпуск стал коммерческой неудачей, быть может, потому, что был слишком эпатажен для моды 1996 года.
В 1994 году Eden Cacharel привнес новое веяние, добавив фрукты (ананас, мандарин, дыня) и цветы (боярышник и мимоза) в водную среду с нотами цветка кувшинки. Elysium Clarins, за год до этого в 1993, выбрал чуть более зеленую обработку фруктово-цветочной структуры. Molinard de Molinard с 1979 - уникальная комбинация: фрукты и цветы (в основном - жасмин и нарцисс) смешиваются под зеленой завесой с острой черной смородиной — всегда юной и всегда шикарной.

Главенствующие парфюмы в фруктово-цветочном сегменте могут временами оказывать воздействие, сходное с тем, как легкие мазки в импрессионистской живописи придают таинственное мерцание всей картине: J'Adore L’Absolu Dior в этом смысле особо показателен. Insolence Guerlain — лучший фруктово-цветочный парфюм этого дома. Прекрасна незрелость манго в Un Jardin sur le Nil Hermes, немного похожая на грейпфрут своей остротой и горьковатым послевкусием.
Нишевые ароматы с фруктово-цветочными оттенкамиВ настоящее время предложения нишевой парфюмерии в этом сегменте достаточно малочисленны. Многие считают фруктово-цветочные ароматы излишне «попсовыми» и скучными. Тем не менее, Pêche Cardinal MCDI — шокирующий персик, окруженный цветами, не дающими ему слишком громко звучать, превращающие запах в гармонию. У Maître Parfumeur & Gantier есть Fraiche Passiflore с малиной, персиком и манго — тропическое окружение жасминового аромата с нотами банана. Frangipani Ormonde Jane берет фруктовые нюансы лайма и сливы, чтобы подчеркнуть естественно-фруктовые акценты франжипани – тропического белого цветка. Cocobanana Patrisia de Nicolai — тропический микс с главенствующим ароматом кокоса.
БудущееФруктово цветочные ароматы не остались в прошлом – у них еще большие перспективы. И пока парфюмеры будут готовы сочетать запах фруктов с другими элементами, смешивая их, будто краски на палитре для создания шедевральной картины, мы можем надеяться на появление в этой линейке ароматов действительно запоминающихся и заслуживающих внимания образцов.