Когда мы задумываемся о том, какие парфюмы больше подходят к зиме, выбор падает на обволакивающие и знойные ароматы, которые будут согревать нас в ненастную погоду. Роскошные и теплые, постепенно раскрывающиеся, они чем-то напоминают шикарные меха с их чудесным свойством согревать. Французские модницы придумали интересный термин «parfum de fourrure» - «меховые духи». Так они называют дорогие ароматы, которые создавались специально, чтобы дополнить роскошь шикарных шуб.
В начале 20 века, еще до движения за права животных, меха были символом роскоши и достатка. Конечно, это не касается Канады и России, где из-за сильных холодов шубы из натурального меха носили даже бедняки. В других же развитых странах меха считались символом богатства. Особенно их стали почитать после упадка династии Романовых. Стиль русского двора породил моду на шубы и меховые палантины. И в 20-30 годах прошлого столетия последние покрывали обнаженные плечи модниц, облаченных в вечерние платья.
Однако известно, что натуральный мех имеет определенный, иногда не очень приятный запах, особенно, если пошитую из него шубу на длительное время повесить в закрытом шкафу. Для маскировки этого запаха (а мех, как мы знаем, очень хорошо держит любой запах) и начали использовать парфюмы. Благо, природный запах меха легко перекрывается духами, в состав которых входят анималистические нотки: мускус, кастореум и особенно циветта, что сделало парфюмы интимно-эротическим дополнением мехов. Появление в парфюмерии ингредиентов животного происхождения после многих лет легких ароматов как раз пришлось на время 20-х с их модой на все запретное, роскошное и дурманящее.
Успех таких богатых ароматов, как Shalimar Guerlain и Tabu Dana с их аристократической аурой положил начало новому направлению в парфюмерии. Вот так и родились духи, которые изначально были задуманы для ношения с мехами. Однако процесс их создания был довольно нелегким.
Парфюмер Pierre-Constantin Gueros - сын парижского скорняка, долго работал над тем, чтобы перевести воспоминания детства в аромат - «запах фабрики и различных видов меха и кожи», которые он запомнил на всю жизнь. Другие же создатели «меховых духов» действовали инстинктивно.
Жанна Ланвин в 1924 году создала неимоверное чудо - Arpege. К сожалению, выпуск аромата был переформулирован 1993 году, но ознакомиться с его винтажной версией можно, купив несколько миллилитров бренда Lanvin на распив. Тогда же, в бурные 20-е, парфюмер Андре Фрейсс вместе с загадочной мадам Зед, о которой известно только то, что она иммигрировала во Францию из России, создали чувственную, сладострастную красоту My Sin. Интересно, что мадам Зед, до сих пор остающаяся загадкой в истории парфюмерии, приехав во Францию, реализовала себя как парфюмер в Lanvin. 14 ароматов, созданных ею, особой популярностью не пользовались, но чувственный, томный, греховный до неприличия аромат, состоящий из жасмина и розы, бальзама, сандаловой древесины и ванили My Sin, как по мановению волшебной палочки мгновенно вознес ее на вершину парфюмерной индустрии.
Наиболее характерным примером парфюмов для мехов являются изделия парфюмерной фабрики парижского меховщика Parfums Weil, основанной в 1927 году. Задолго до того, как стать поставщиком изысканных ароматов, предприятие, основанное Альфредом Вейлом вместе с его братьями Марселем и Жаком, производило роскошные меховые шубы. А парфюмерией семейство начало заниматься после запроса одного из клиентов на создание аромата, подходящего для ношения меха. Вейл с готовностью принял просьбу и создал парфюмы, которые гарантировали, что не повредят мех, но в то же время замаскируют нежелательную затхлую тональность, которую шубы могут накопить через определенное время их ношения.
Названия были довольно просты: Zibeline (соболь), Ermine (горностай), Chinchila (шиншилла), Une Fleur pour Fourrure (цветок для меха)... Первым из них был экспансивный цветочный шипр, созданный как воспоминание о дубовых лесах и степях царской России и названный в честь пойманного там зверя с высочайшим качеством шелковистого меха - Zibeline - один из шедевров парфюмерного искусства. Несмотря на их редкость, купить винтажные духи Zibeline Weil можно и сейчас. Композиция стала одной из первых, которая запустила бизнес Parfums Weil, и ее история довольно интересна. Аромат был заказан Марселем Вейлом и создан парфюмером Клодом Фрейсом при содействии его дочери Жаклин в 1928 году. (Семейство Фрейс хорошо известно в парфюмерии: его сын Андре работал с Lanvin, а сын самого Андре, Ричард, стал одним из главных парфюмеров в Parfums Caron). В 1930 году Zibeline был выпущен в концентрации туалетной воды, и с тех пор формулировки аромата часто менялись. После того, как компания выпустила линию продуктов для ванн и масел Secret de Venus, Zibeline был включен в эту линейку в числе других ароматов, но не надолго, поскольку было принято решение снова вернуться к простому Zibeline. Версии Secret de Venus Zibeline (туалетная и парфюмированная воды) были более легкими, в то время как форма масла для ванны/тела соответствовала пряно-мускусным тональностям Zibeline extrait de parfum, который позже стал более анималистичен. Поздние версии в духах стали более маслянистыми и очень вызывающими, где ладан с цибетином дополнялись фруктовыми и цветочными элементами, а примерно в 1950-х годах добавился еще и невероятно пряный оттенок. Версии Zibeline 70-х и 80-х годов приобрели более пудровые, медоносные нотки с ароматом цветущего апельсинового дерева, подкрепленные фруктами в сочетании с поцелуем бобов тонка и сандалового дерева, тонко намекая на мускусность, которая была так распространена в предыдущих воплощениях, что привело к ностальгическому воспоминанию о прошедшей эпохе.
Смерть Марселя Вейля в 1933 году не остановила расширение парфюмерных начинаний Дома. Было выпущено еще несколько духов: Bambou, Cassandra и Noir. Из Франции семейство Вейл был изгнано Гитлером, поэтому они воссоздали себя Нью-Йорке, где одним из первых выпущенных ароматов стал Zibeline наряду с совершенно другим по своему характеру шипром Antilope. А по возвращению в Париж в 1946 году, был представлен Padisha. К сожалению, многократная смена рук привела к ослаблению фирмы к 1980-м годам, и, хотя с 2002 года бренд находится во владении Interparfums (Aroli Aromes Ligeriens), Parfums Weil давно нуждается в возрождении.
Гладкий темный мех живого животного - для разнообразия - послужил вдохновением для одного из самых неуловимых винтажных ароматов: Mouche от Rochas (1947 год), созданный Эдмоном Рудницка, который работал еще над несколькими ароматами бренда (Femme, Moustache, Rose, Mouselline). Интересно, что у Марселя Роша была кошка по имени Mouche, что по-французски означает «муха», а идея назвать аромат в честь его кошки казалась забавной, и оригинальной. Флакон был выполнен в той же форме амфоры, что и первое творение Roshas Femme, созданное Марком Лаликом. К сожалению, парфюмерная жизнь Mouche оказалась слишком короткой, аромат был снят с производства в 1962 году и остается редким предметом коллекционирования.
Кстати, существуют ароматы, имеющие сюрреалистические оттенки, присущие меху. Dzing!, составленный Оливией Джакобетти для L'artisan Parfumeur, можно назвать «цирком во флаконе», с запахами больших кошек, лошадей, опилков на ринге, кожаными кнутами и картонными перегородками. Этот парфюм - настоящее чудо, которое выдает запах шелковистой шерсти даже при ее отсутствии.
Таинственный Muscs Koublai Khan Сержа Лютенса обладает шелковистым сиянием и теплой животной интенсивностью, привлекая современных исследователей греховных удовольствий. А вот L'air de Rien, созданный Miller Harris специально для актрисы Джейн Биркин - это ностальгический аромат, который, по словам самой актрисы «призван вызывать воспоминания о волосах ее брата и трубке отца», в результате чего получилась анималистическая, фантастически смелая и соблазнительная смесь дубового мха и мускуса. Эдакий странный, но при этом удивительно притягательный ретро-состав.